Подражание Музыке Сфер: практическое руководство — Eric Midnight (a.k.a. Er Might)
Подражание Musica Mundana (Музыке Сфер):
практическое руководство
Вряд ли существуют на свете люди, не любящие музыку. Встреча с таким человеком могла бы стать уникальным жизненным опытом. В любом случае, если бы такой человек и существовал где-нибудь, ему невозможно позавидовать, ведь, по мнению ренессансных философов, он лишен желания эффективно использовать самое высшее из пяти человеческих чувств – слух. А от этого он очень многое теряет.
Музыка же бывает разных видов. И речь здесь идет не только о большом разнообразии музыкальных жанров, но в первую очередь – о музыке, проигрываемую различными способами. В эпоху Ренессанса, когда христианские философы возрождали античную мудрость, выделяли три музыкальные сферы:
1) Musica mundana – или музыка небес (гармония сфер)
2) Musica humana – музыка человеческая (относится к его душе, духу и телу)
3) Musica instrumentalis – инструментальная музыка.
Музыка сфер – это гармония, создаваемая звучанием Планет на астральном плане. Каждое из небесных тел звучит по-своему, каждое из них движется с различной скоростью и по свойственным только им одним траекториям. Эта геометрия в движении создает музыкальный эффект, проявляющийся в тонких сферах бытия.
Первое наиболее значимое имя в мистической истории музыки – это «Орфей». Из античных авторов только Аристотель отказывает ему в реальном историческом существовании. Бертран Рассел говорит о преемственности идей: от Орфея к Пифагору, от Пифагора – к Платону, и от Платона – «в любую философию, носящую сколько-нибудь религиозный характер».
Орфею приписывается авторство гимнов, обращенных к древнегреческим божествам, стихийным духам и иным персонажам древнегреческой мифологии. Он обладал выдающимся даром – очаровывать всех живых существ, а также и существ бесплотных, игрой на своей лире. Лира первоначально была изобретением Гермеса, Орфей же усовершенствовал ее. Орфея часто изображали играющим на лире в окружении животных и птиц, очарованных его игрой. Такое же воздействие оказывал гений Орфея и на божеств, в частности и на правителей мира мертвых, благодаря чему ему удалось по крайней мере договориться о том, чтобы попытаться вывести свою возлюбленную, Эвредику, из царства теней.
Согласно легендарным сведениям, Пифагор, включивший элементы орфической традиции в свое учение, обладал редчайшей способностью слышать мелодию Планет, но такими способностями не обладали его ученики. Пифагор, однако же, нашел способ приобщить и их к звучанию планетарных мелодий, через подражание музыке небес средствами музыки человеческой и музыки инструментальной.
И по сей день многие пытаются выразить через человеческую и инструментальную музыку истинные мелодии планет, резонирующие с их характерами. Процесс подражания музыке небесной затрудняется тем, что от предыдущих исследователей этой тонкой материи почти не осталось никаких конкретных сведений о практических экспериментах, ими проведенных. Все, что у нас есть, это определенные доктринальные элементы, на которые можно опереться, однако главным образом такую науку сможет постичь лишь человек, наделенный орфическим даром, а даже не тривиальным музыкальным талантом, хорошим слухом и тому подобным.
Имитация музыки сфер в контексте практики астрологической магии было предметом каждодневной практики Марсилио Фичино, как можно судить по его собственным сочинениям, а также опираясь на суждения таких исследователей, как Дэниэл Пикеринг Уокер и Ион Кулиано. В его трактате «Три книги о жизни» можно найти немало полезных сведений для собственного воссоздания такого рода практики. Мы не будем касаться в этой работе каких-либо иных аспектов астральной магии помимо подражания музыке сфер, и оставим эти вопросы для других материалов.
Важно ли уметь играть на каких-нибудь музыкальных инструментах, чтобы подражать музыке сфер? Нет, вовсе не обязательно. В первую очередь, мелодия может создаваться любыми средствами, включая и собственно человеческие связки. Это самый совершенный из инструментов, ведь он способен не только «играть» какую-то мелодию, но одновременно привносить в эту мелодию смысл, воспринимаемый интеллектом, с помощью текста. Текст может произноситься мелодически, и таким образом воздействовать сразу на чувства и на разум слушателя. Кстати говоря, таким образом планетарное пение становится чем-то вроде совершенного гипноза, и даже не просто гипноза, но месмерического гипноза, ведь просто термин «гипноз» описывает воздействие только с помощью слов, только с помощью смыслов, обращенных к интеллекту. В то время как месмеризм подразумевает под собой воздействие на чувственное, астральное существо человека.
В орфическом пении сочетается и мелодия, и смысл. Вот, почему он способен был очаровывать и просто животных (представляющих собой инстинктивные, чувственные существа), и богов (своей крайне тоскливой песней, найдя мертвую Эвредику, он заставил рыдать всех богов Олимпа, и те советовали ему отправляться в царство теней, чтобы договориться с подземными божествами, Гадесом и Персефоной, о том, чтобы забрать Эвредику назад, в мир живых людей). Боги мало чем отличны от людей. Единственное, чего они не имеют, что есть у человека, так это материальных тел. Потому в «Герметическом своде» и сказано, что «человек – это смертный бог, а небесный бог – это бессмертный человек». Орфей воздействовал на богов так же, как и на людей, из-за их практически идентичного состава. То же самое относится и к духам, обладающим разумом и душой, подобно человеку, но не имеющим материального тела, если мы говорим о практике астральной магии Марсилио Фичино и его единомышленников.
Орфическое пение внушает любому слушателю те мысли и чувства, которые вкладывает в свое пение последователь Орфея. Фичино пишет об этом: «Помните, что музыка – самый могущественный имитатор всех вещей. Так как она имитирует намерения и склонности души, а также речь, и также воспроизводит телесные жесты, человеческие движения и черты характера, и совершает подражание и воздействие настолько сильно, что незамедлительно побуждает как певца, так и слушателя имитировать и совершать одно и то же».
Здесь мы видим некоторое уже отличие от стандартной схемы гипноза. Орфическое пение получается своеобразным «гипнозом на двоих», поскольку во время пения не только слушатель, но и певец совершает подражание Планете. Однако певец является зачинщиком, инициатором этого подражания, и, преисполняясь сам характеристиками определенной планеты, он проецирует их вовне, и, соответственно, он может управлять призываемыми им энергиями. Он совершает контролируемое очарование самого себя прежде, чем очаровать окружающих, что происходит для них уже неконтролируемо, помимо их собственной воли.
Важнейший элемент этого влияния - дух (spiritus), срединный элемент между телом и душой (мы пользуемся именно ренессансной классификацией человеческого существа, где высшим компонентом в человеке является душа, низшим – тело, и средним между ними - дух (См. подробнее об этом в статье "Spiritus Magus" (автор: Eric Midnight), бюллетень оккультного клуба «Археометр» №1)).
Дух – это амбивалентный, оксюморонный элемент в человеке, «телесная душа» или «душевное тело», нечто среднее, ни то, ни другое, но вместе с тем и другое, и то. Более всего он содержит в себе звездного огня, и далее, по степени уменьшения: огня стихийного, воздуха, воды и земли. Spiritus присутствует в человеке, и исполняет во Вселенной ту же самую роль, что и в человеческом существе. Но мы не будем слишком подробно разбирать эту тему, оставив ее для других работ.
Для Фичино музыка потому является едва ли не главнейшим средством благоприятного воздействия на здоровье человеческого духа, что она распространяется через воздух, а дух так же наделен природой воздушной, и он так же пребывает в движении, как музыка. Материя песни и материя духа родственны между собой, и потому музыка настолько могущественна. Материя песни, по Фичино, представляет собой нечто вроде астрального животного, которое формируется при пении: это «теплый воздух, даже дыхание, она фактически живая, наделенная конечностями, как животное, не только лишь движение и эмоцию несущее в себе, но даже и значение, подобно уму, так что можно сказать, что это вид воздушного и разумного животного».
Таким образом, магическое, но не профанное пение способно формировать своего рода духовные существа, даже наделенные смыслом, а если учесть, что для целостной церемонии астральной магии по Фичино необходимо использование благовоний, алтаря и соответствующих одеяний, то практика становится тем более серьезной.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ - В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ «ОККУЛЬТНОГО КОЛЛЕДЖА»
© Eric Midnight (a.k.a. Er Might ), для Teurgia.Org, 2016 год.