Устав Неизвестных Философов — автор Артур Эдвард Уэйт
Устав Неизвестных Философов
Rite of Unknown Philosophers
Возник около 1740-ого - 1750-ого годов, благодаря стараниям барона Федора Генриха Чуди (род. около 1724 г. в Меце), просуществовал немногим дольше своего основателя, умершего в Париже, 28-го мая 1769 года. Спад деятельности Устава, и погружение его в "масонский сон" произошло приблизительно в промежутке между 1770-ым - 1790-ым годом. На 1780-ый год приходится публикация в печати посмертного его масонского сочинения: "L'Ecossais de Saint-André d'Ecosse, contenant le développement total de l'art royal de la franche-maçonnerie". Сочинение это издано в свет против воли автора, завещавшего рукопись совету "des chevaliers de l'Orient" (Рыцарям Востока), с условием не отдавать ее в печать. Это уже указывает нам, на охдадение барона Чуди под конец жихни к собственноу Уставу Неизвестных Философов... Однако, как это будет видно из приводимых ниже Статутов Устава, сам Орден пережил своего основателя большей частью благодаря своей умеренной децентрализованности. Вполне возможно, что самостоятельные линии, выделившиеся из данного Устава - как раз и являлись теми линиями, к которым относились кружки Неизвестных Философов Николая Ивановича Новикова и Луи Клода де Сен-Мартена...
Итак, относительно Устава Неизвестных Философов очевидны два обстоятельства:
1. Несмотря на заявляемое знакомство с таинственной Первоматерией, скрытой под именем Магнезии, Орден Неизвестных Философов не был Орденом Адептов, владеющих Великой Тайной, но был в поисках, и уповал воспользоваться единством организации, как и общностью интересов и обязательств, чтобы добиться общего обладания важными открытиями.
2. Хотя гипотетически члены Ордена знали друг друга только под каббалистическими именами, их личность, как и титул, были неизбежно известны, иначе они не могли бы переписываться, и более того, будущий покровитель мог быть знаком с претендентом лишь самым обыкновенным способом, как все люди могут быть знакомы друг с другом.
До того времени, пока Неизвестные Философы были объединены не более чем на бумаге, Орден находился под эгидой барона Чуди, и если - что можно полагать с большой долей уверенности - он также создал его Статуты, то этот факт означает, что, по крайней мере, по его собственному убеждению, он был знаком с prima materia (первоматерией) герметической науки. То же самое касается и Томаса Вогана, однако в обоих случаях им не удалось достичь чего-то на основании своего предполагаемого знания.
Статуты Неизвестных Философов
1. Список членов должен представлять все национальности, где только известна святая религия, где только добродетель и разум руководят людьми.
2. Они должны быть разделены на различные группы с определенным месторасположением для каждой, и никто не может быть принят в иную группу, кроме как в группу своей области.
3. Не должно быть строгого или необоснованного ограничения на прием в члены, но следует памятовать, что истинная философия едва ли сочетается со множеством людей.
4. Список членов (Roll of Membership) должен хранить Старший Ассоциат (senior Associate), или глава каждой области, и он должен заполняться для этой области в соответствии с днем вступления нового члена.
5. Люди любого достатка и вероисповедания могут быть приняты, если только они ценят добродетель и признают священные таинства христианской веры, и поэтому, таким образом, атеисты и идолопоклонники не допускаются,
6. тогда как евреи не должны отвергаться ввиду того, что они следуют Ветхому Завету; оные должны приниматься, но редко, и лишь в случае бесспорного достоинства их.
7. Единственной задачей сообщества является служение бедным и страждущим, где не должно быть разделению по общественному положению и рождению.
8. Дискуссии о сущности религии должны быть воспрещены.
9. В философии Ордена раскрываются принципы Великой Работы, и утверждается, что Великий Архитектор Вселенной разъяснит эти таинства лишь тем, кто очистит свои сердца от всех злых намерений.
10. Только те, кто перестал быть слепым в отношении таинств веры, могут надеяться на просвещение со стороны Ордена в таинствах философии.
11. Священники и монахи должны приниматься редко и с большими испытаниями для оных, в особенности те из них, кто относится к так называемым нищенствующим Орденам, исключения из этого правила должны быть большой редкостью.
12. То же правило применимо и к рабам, и вообще ко всем людям, кои всецело находятся в чьем-либо распоряжении, ибо философия провозглашает свободу, и принимает лишь тех, кто достиг власти над собой и готов работать по своему желанию и может направить свое время и достояние на обогащение философии своими открытиями.
13. Короли, принцы, и другие суверенные правители должны приниматься, но редко, и небольшое исключение может быть сделано лишь для людей доброй воли и милосердных - в большинстве своем люди высокаго происхождния, к сожалению, очень посредственны, ибо амбиции являются превалирующей в сиих классах страстью.
14. Исключение необходимо сделать и для тех, кто отличается добродетелью, проявляющейся во всем поведении, как общественном, так и частном.
15. Во всех случаях и классах первейшей характеристикой должна быть нравственность, и наиболее желательно, чтобы каждый кандидат исповедовал христианскую религию, и был бы рьяным приверженцем веры, надежды и любви.
16. Вторая характеристика - истинное желание проникнуть в тайны химии, в ее согласие с замечательными процессами герметической науки, больше всего избегающей софистических экспериментов и лживых рецептов шарлатанов.
17. Основное условие - молчание, что является характеристикой истинного и совершенного Философа.
18. Что касается способа приема, тот, кто был принят, может принимать других, обращая внимание на требования настоящих Статутов, советуясь со своим покровителем, и не совершая ничего без его согласия.
19. Когда к Ассоциату Ордена обращается кандидат с просьбой о вступлении, разум и характер последнего должны быть предметом особого наблюдения, и он олжен томиться в ожидании, пока не докажет свою способность, конечно если он не является человеком с уже известной репутацией.
20. Спрашивая совета у своего покровителя, Ассоциат не должен раскрывать личность или имя претендента, который едва ли этого желает, так как титул Неизвестного Философа дается членам, которые неизвестны друг другу, как, впрочем, и остальному миру тоже. Таким образом они защищены как от предателей внутри, так и от ловушек, часто расставляемых для философов за вратами храма.
21. Претендент предстает перед покровителем Ассоциата и приносит клятву соблюдать все предписания со тщанием, после чего он должен подчиняться ассамблее, а именно другим Ассоциатам, известным старшему покровителю, и должен следовать их рекомендациям.
22. Глава, или старейшина колонии, должен быть освобожден от данного установления, и ему подобных.
23. Старшинства или прерогативы такового главы не должно быть, ежели число Ассоциатов в данном районе уменьшается до одной ассамблеи в целой колонии, и после смерти главы не следует назначать преемника, пока не наберется достаточного количества членов, чтобы разделить колонию на несколько групп.
24. Когда все подготовительные мероприятия завершены, прием претендента проходит в форме торжественного и религиозного действа, в освященном месте, приемлемом для веры принимающегося. Призывается Свет Вечности; претендент клянется соблюдать Статуты Ордена и сохранять нерушимую секретность; подчиняться земным законам, быть верным своему монарху и братьям; и если он будет обладать Камнем, то он должен использовать его в соответствии с конституцией Ордена. В ответ на эти обязательства его покровитель клянется сам и принимает клятву у всех Ассоциатов в их дружбе, верности и любви.
25. Затем ему на ухо шепчут слова Ордена вместе с именем Магнезии, относящимся к языку Мудрецов, что означает Истину и единственную сущность Философского Камня.
26. Новый Ассоциат принимает каббалистическое имя, являющееся или его собственным, или именем древнего философа. Он сообщает его своему покровителю, и оно регистрируется в списке Ордена.
27. От нового Ассоциата также могут, по усмотрению покровителя, потребовать автограф, подтверждающий, что он прошел принятие и принял клятву, которую он принес, а в обмен на это он может получить копию Статутов, подписанную каббалистическим именем покровителя - и это будет служить доказательством его действительного членства в Ордене.
28. Ему должно предоставить возможность переписать таблицу каббалистических знаков и чисел, используемых в Искусстве, вместе с их толкованием, посредством чего он будет способен доказать остальным владение ими, и получить от них признание.
29. Наконец, он может переписать каббалистический список членов.
30. По желанию и усмотрению его покровителя он сможет получить другие документы, могущие ему быть предоставленными, при условии, что он оплатит их, и проявит себя как требовательный исследователь этих Статутов.
31. Что касается знаний, полученных из источников за пределами Ордена, то новый Ассоциат может получать или передавать их по своему выбору.
32. С этого времени его обязанности - изучать книги Ордена и других "одобренных" философов либо в одиночестве, либо с кем-либо из братьев, но в то же время понимать, что умозаключений и чтения недостаточно без практики.
33. Ему рекомендуется преодолвеать усталость и сдерживать нетерпение, находя утешение в том факте, что все его братья занимаются с ним и для него, и его усилия должны быть направлены также и для их пользы.
34. Год за годом, на годовщину своего приема он должен преподнесить Богу святую жертву, если по вере он католик, как акт благодарения, и получать свет и знание от Вечности.
35. Люди иных вероисповеданий должн действовать подобным образом, в соответствии с правилами своей религии.
36. Члены Ордена должны воздержаться от софистических процедур с металлами, не иметь никаких дел с шарлатанами, так как нет более недостойного занятия для христианского философа и искателя истины.
37. Те, кто еще не приобрел опыта в Таинствах огня, могут заниматься с минералами, растениями и животными, и даже могут экспериментировать с очищением металлов, поскольку такие вещи иногда необходимы в работе Ордена; но точно запрещено соединять металлы с металлами, ибо это вредное есть занятие.
38. Разрешается посещать лаборатории и собрания обычных химиков, если они известны, выводить их из заблуждения, если они ошибаются, скромно и в духе любви, но в то же время следить, чтобы не сказать лишнего, в основном полагаясь на негативные аргументы, извлеченные из работ посвященных философов.
39. Разрешается способствовать желанию вступить в Орден людей, любящих мудрость и честность, которые увлеклись герметической наукой по причине действительного любопытства, а не алчности. Тем не менее нельзя раскрывать собственного членства им, если разве с согласия одного из покровителей, действуя же иным образом можно лишиться титула Неизвестного Философа.
40. Братья, знакомые друг с другом, должны время от времени собираться, разговаривать о сущности Ордена, о собственных исследованиях, размышлениях и экспериментах. Подобные дискуссии должны устраиваться после совместной трапезы, на которой необходимо строго соблюдать правило трезвости.
41. Также разрешается вступать друг с другом в переписку, но с условием маскировать название и природу основной темы, а подписываться нужно только каббалистическим именем. Кроме этого, из осторожности можно использовать секретные шифры, иероглифический алфавит, и аллегорические термины. Подобная переписка может вестись и на большом расстоянии с использованием покровителей в качестве посредников связи.
42. Если станет заметно, что один из Ассоциатов не соблюдает Статуты и принципы чести, его необходимо предупредить дружески и скромно, прежде всего сие должен сделать Покровитель, и его обязанностью будет выслушать нарушителя любезно и с пониманием. Если же он не подчинится, необходимо обличить его пред всеми братьями этой группы или колонии, чтобы они были начеку.
43. Кто преуспеет в доведении работы до совершенства, должен сообщить об этом в недатированном письме, скрыто адресованном старейшинам или главам колоний для того, чтобы не могущие встретиться лично с преуспевшим Ассоциатом, могли найти вдохновение на продолжение собственного труда. Он должен быть волен выбрать тех братьев, с которыми он хочет поделиться открытием, и клянется без принуждения довериться в этом своему покровителю, если только тот не обнаружит собственную недостойную сущность, и также тем Ассоциатам, которые его об этом попросят, но сие лишь в том случае, если они соблюдают законы Ордена, проявили себя благоразумными, действовали тайно, и были неспособны направить милосердие на какие-либо недобрые дела.
44. Способ передачи тайны должен быть оставлен на усмотрение того, кто ею обладает, но более предпочтительно помочь советом занимающимся самостоятельными трудами, чем подарить порошок, или подробно объяснить метод его производства.
45. Те, кто получил знания таким образом, не могут передать тайну другим, без получения согласия наставляювшего.
46. Использование этого великого сокровища должно регулироваться следующим образом: треть должна быть отдана на строительство новх церквей или на ремонт старых, на возведение общественных зданий и другие благочестивые дела; треть необходимо отдать бедным, угнетенным и страдающим; и треть отдается на расходы владельца, его родственников и друзей, но с условием, что его действия не приведут к росту амбиций в других, или тщеславия в нем самом.
47. Далее Статуты утверждают, что тот, кто достигнет в Великой Работе совершенства, и не передаст свои знания Братьям-Ассоциатам, будет вынужден в конце концов, как бы под воздействием некоего рока, обнародовать их для всего мира.
из книги "Энциклопедия Масонства"
Артур Эдвард Уэйт, 1921 год;
оформление и комментарии - Teurgia.Org