Цель Посвященных — Освальд Вирт
Цель Посвященных
Из «Книги Мастера» Освальда Вирта
Во все времена и во всех широтах встречались преданные умы, жаждущие истины, блага для своих близких и искоренения зла, от которого страдают люди по своей собственной вине. Порой эти мудрецы основывали школу и обучали в ней учеников. Подавая пример аскетической жизни, они при подходящих обстоятельствах без страха публично порицали злодеяния, происходившие в их дни.
Они тем самым навлекали на себя гонения, почему этим реформаторам и надо было оставаться осторожными: они молчали и окутывали себя тайной, ни в чем не отступая от своих благородных помыслов. Так появились многочисленные сообщества, бо- лее или менее тайные и независимые друг от друга, но вдохновляющиеся одним и тем же духом справедливости и филантропии.
С этой точки зрения современное Франкмасонство является несомненным наследником самых благородных традиций. Трудясь над человеческим прогрессом, оно полностью сознает свою освободительную роль. Не подчиняясь какой-либо школе и не принимая сторону какой-либо системы, оно совершенно самостоятельно ищет Свет, освобождающий от любых рабских пут.
Сознавая, что люди не обречены вечно оставаться в детском возрасте, Посвященные присматривают за их развитием, способствуя этому повсеместным повышением интеллектуального и нравственного уровня. К сожалению, существуют лица, старающиеся этому противодействовать. Они убеждены, что люди не хотят расставаться с имеющейся над ними опекой, и потому стремятся помешать обычному ходу вещей и воспрепятствовать прогрессу.
Таким образом, борьба между созидателями будущего и пугливыми консерваторами прошлого, бенефициарами которого они являются, оказывается неизбежной. В ней участвуют представители обеих сторон, каждый из которых задействует все имеющиеся возможности.
В этом контексте Посвященных отличает их от- вращение к насилию. Их никогда нельзя встретить среди тех, кто помышляет о кровавых революциях или подстрекает толпу, возбуждая ее аппетит. Метод Посвященных основывается на многовековом опыте: он состоит в терпеливости, но при этом является надежным.
Конечно, в подобающее тому время может раздаться голос, призванный напомнить невежественно- му духовенству и выродившейся аристократии о том, что даже самые высокие представители власти имеют самое скромное происхождение. Когда отпрыск первобытного вождя бандитов гордится тем, что он помазанник Божий, философы могут не удержаться и рассмеяться в голос. Также и иронистам не запреще- но черпать свое вдохновение в фигуре непогрешимо- го понтифика, духовное самовластие которого сквозь века восходит к очень сомнительному авторитету до- исторического старшины колдунов.
Это сродни шалостям трудных детей, и, стараясь ничего вдруг не сломать, Посвященные, как правило, ограничиваются тем, что усмехаются меж собой над людским тщеславием. Страшась несвоевременно распространить побуждающие к действию истины, они придерживаются осмотрительности, представляющей собой грозную силу. Пока не настал подобающий час1, они молчат, собирая признанные истинными идеи, таким образом вынашивая их, прежде чем дать им расцвести.
Иное их огромное преимущество состоит в том, что они не являются утопистами. Они знают, что счастье общества возможно только благодаря преобразованию людей, из которых оно состоит. Здоровье социального тела зависит от состояния образующих его клеток. Не стоит потому преувеличивать значение преобразований политических или социальных режимов. Именно камни, вытесанные по наугольнику, обеспечивают прочность здания. Масонов этому научила строительная практика; хотя они прекратили заниматься материальной архитектурой, они все так же обрабатывают свои строительные материалы. Обтесав на себе же человеческий грубый камень, они затем его тщательно полируют, чтобы он подошел под характе- ристики крупного здания. Именно в этом состоит интеллектуальная и нравственная реформация людей, которая и является целью любой истинной инициации.
Герметисты аллегорически учат трансмутации свинца в золото, а Розенкрейцеры XVI-XVII вв. уподобляются Христу, мистическому царю, возрожденному человеку, мертвому для своих страстей, чтобы воскреснуть в чистом свете. При этом, несмотря на использование различного символизма, путь в действи- тельности является одним и тем же.
Конечно, это посвятительное Христианство отличается от того, что известно обычным верующим; но понимание Масонства тоже бывает глубже или поверхностней в зависимости от того градуса посвящения, которого его адепты смогли подлинно достичь; из этого для них следует необходимость получить как можно более полное образование, преисполнившись решимости избавиться от своих предрассудков, уничтожить свои иллюзии, прикладывая все усилия для эмансипации каждого по отдельности и всех вместе посредством одновременной культивации как в себе, так и в других, всех достоинств ума и сердца.
Примечания:
- Осведомиться о текущем часе до открытия работ — предписание ритуала.
Освальд Вирт
Перевод: Д. Цельзин, Ю.В. Хижняк