Красный порошок и архангелы: ДМТ и ангельская алхимия сэра Эдварда Келли — Филип Ньюман
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Красный порошок и архангелы: ДМТ и ангельская алхимия сэра Эдварда Келли — Филип Ньюман

Красный порошок и архангелы:

ДМТ и ангельская алхимия сэра Эдварда Келли

 

В этом посте блога «Pansophers» мы приветсвуем всемирно признанного автора и лектора Ф.Д. Ньюмана! Филип Ньюман является автором книги «Под алхимическим кафом: психоделический секрет масонств». Его знаменитый титул дает окончательное доказательство, раз и навсегда, об использовании галлюциногенного энтеогенного вещества в древних розенкрейцерских орденах, таких как Fratres Lucis, Gold und Rosenkreuzer и Устав Калиостро. В этой серии мистер Ньюман делится некоторыми из своих блестящих идей для читателей.

 

Эдвард Келли

 

От видений ангелов света до похищений инопланетными духами из иных измерений — вот одно из самых частых переживаний, сообщаемых людьми, употребляющими ДМТ и другие энтеогенные смеси.


«Все духовные практики содержат описания опыта, в точности соответствующему психоделическим отчётам так называемого “опыта преображения”… Встречи с … ангельскими сущностями… небесные звуки… ощущение присутствия кого-то могущественного и любящего, скрывающегося за реальностью — такие переживания свойственны всем конфессиям. Они также характеризируют и чисто психоделический ДМТ-опыт».1


Не считая священных книг, возможно самый знаменитый пример встреч с ангельскими сущностями находится в личных дневниках астролога, алхимика и оккультиста д-ра Джона Ди, предположительно английского шпиона и личного советника королевы Елизаветы I.


Несмотря на то, что он был астрономом, математиком и философом своего времени, первоочередным интересом Ди были беседы с ангелами. Будучи не способным видеть или слышать ангелов сам, Ди был вынужден прибегнуть к помощи одного видящего, или зреца [skryer — так называли предсказателей, предсказывающих с помощью хрустального шара]. Именно в этом качестве, в 1582 году, Ди и нанял некоего Эдварда Келли (он же Эдвард Талбот) — оккультиста, алхимика и, предположительно, шарлатана с дурной репутацией, который был привязан к позорному столбу, после того как ему отрезали уши за связанное с алхимией преступление фальшивомонетчества, т.е. подделку монет, «которая состояла в подделывании серебряных или золотых монет из фальшивых металлов».2 Ди уже нанимал в прошлом некоторых видящих с целью войти в сношение с ангелами, но всё было бесполезно, и вот Келли явно добился успеха в этом деле, сразу же получив замечательные результаты. Последующие семь лет, вплоть до 1589 года, Ди регулярно проводил долгие сеансы с ангелами и Келли всегда действовал в качестве видящего.


Хотя и ясно, что именно Ди большего всего приобрёл от этих взаимоотношений двух человек, однако в действительности именно Келии нашёл Ди. Действительно, прежде чем поступить на службу к Ди, Келли приобрёл одну странную алхимическую рукопись, известную как «Книга Дунстана» [The Book of Dunstan], и небольшое количество таинственного красного порошка, отождествлённого Келли с магическим философским камнем. Келли предполагал, что эта рукопись содержит ключ к а) приготовлению красного порошка и б) как приготовить из названного порошка эликсир, который «был доступен лишь единицам алхимиков. Как молекулы металла преображаются при сильном увеличении температуры, так и эмоциональные элементы в человеческой природе подвергаются воздействию возросшей интенсивности вибраций, которые преобразуют их и делают их духовными. Секрет философского камня позволяет душе человека достичь единства с божественным духом».3


И ещё, искренней, но тайной надеждой Келли было то, что Ди, уже готовый алхимик, сможет помочь ему в расшифровке содержания рукописи Дунстана.


Келли ждал год или больше, зарабатывая у доброго доктора доверие, ослепляя его тем временем якобы ангельскими откровениями, прежде чем раскрыл перед Ди красный порошок и книгу Дунстана. Мы знаем из последних дневников этого периода, что в то время Келли сочинил небылицу для Ди, гордыня которого, от того что он общается с ангельскими сущностями, несомненно подавила его скептицизм и сделала его наивным и легковерным, а небылица эта состояла в том, что он и ещё один человек, некто Джон Блокей [Blokey], были приведены к этим таинственным предметам близ Northwick Hill неким «духовным созданием» (читай — ангелом). Это красочное объяснение несомненно пощекотало д-ра Ди. Однако, скорее всего это была ложь. Более вероятное объяснение состоит в том, что Келли приобрёл тот порошок и рукопись у одного трактирщика, пока путешествовал через Уэльс.


«Однажды ночью трактирщик вынес одну потрёпанную старую книгу. Он имел обыкновение показывать своим постояльцам, как диковинку, какую-то старую непонятную рукопись. Он показал её Келли, который был хорошо осведомлён о той выгоде, которую иногда можно извлечь из старых бумаг, и поинтересовался насчёт происхождения этой рукописи. Выяснилось, что несколько лет назад во время религиозных войн какие-то протестантские солдаты разрыли могилу одного католического епископа, который при жизни был очень богатым человеком. В могиле они нашли эту рукопись и два шара из слоновой кости: один красный и другой белый… Даже когда трактирщик показывал Келли эту рукопись, его дети играли с этим шаром».4


Как повествует история дальше, думая, что эти шары из слоновой кости ничего не стоят, один из солдат выбросил белый шар и тем самым разбил его о твёрдую поверхность и оказалось, что в нём был странный белый порошок, который однако не развеялся порывом ветра, но полностью исчез на влажной почве. Видя эту странность, этот неизвестный солдат счёл нужным взять с собой красный шар из слоновой кости и попробовать продать его в городе. Именно таким образом трактирщик завладел этими предметами, которые он затем и продал Келли.


Что касается состава этих таинственных красного и белого порошков, то об этом с поразительной проницательностью в тайны Алхимии швейцарский психиатр К.Г.Юнг заявляет следующее:


«Первоначально (белый порошок) был ‘гуммиарабиком’ [букв. арабская камедь] … Кунрат (Генрих) заявляет, что ‘красная’ камедь является ‘смолой мудреца’ — синоним для трансформирующей субстанции».5


Гуммиарабик, ещё известный как «камедь акации», получается из выделений некоторых видов акаций, главным образом Acacia senegal и Acacia nilotica, обе из которых, как известно, содержат диметилтриптамин. С другой стороны, ДМТ обнаружен также в тёмно-красной коре корней некоторых видов акаций.


Не дайте, любезный читатель, обмануть себя здесь термином «камедь». Как хорошо знает всякий искушённый в приготовлении благовоний, гуммиарабик то и дело продаётся в форме белого порошка, точно так же как и ДМТ (зачастую в виде белого порошка), если оно грязно извлечено из акации обычно оказывается в форме красно-оранжево-розового клейкого вещества, или «камеди».


Если, как полагает Юнг, белый порошок действительно соответствует гуммиарабику, то тогда скорее всего красный порошок, определённый Кунратом как «красная камедь» или «смола мудреца», должен соответствовать богатому ДМТ тёмно-красному слою внутренней коры корней Acacia senegal, Acacia nilotica и других родственных видов, которые выделяют как гуммиарабик, так и ДМТ. Как мы уже показали в другом месте (в наших исследованиях алхимико-масонских ритуалов Калиостро, Мелиссино и др.) использование акации в качестве первоматерии в Алхимии, а её производного ДМТ в качестве знаменитого философского камня или «смолы мудрецов» — уже имело прецеденты.
И вообще, понятие о двух таинственных субстанциях, получаемых из одного дерева, имело и другие прецеденты. Рассмотрим, например, таинственное дерево Эдема:
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него...»6


Как справедливо замечает Марк Гоффман в своей статье «Заклятье Эдема: Искусство и энтеогенные видения рая» [Conjuring Eden: Art and the Entheogenic Vision of Paradise]:
«Слово ‘древо’ (еврейское etz) в действительности не было переведено на греческий и латынь словами, соответствующими понятию ‘дерево’ (гр. Dendron и лат. Arbor), но буквально — ‘древесина’ (xylon, lignum — брус, бревно и только во вторую очередь живое дерево)…»7


«Древесина» жизни и «древесина» познания добра и зла, таким образом, теоретически могла происходить из одного и того же дерева. Аналогично, то еврейское слово, которое обычно переводят как «плод» (pri), вполне может означать ‘продукт’, т.е. некую субстанцию, ‘произведённую’ из ‘древесины’. Более того, подобно крахмалу гуммиарабик до сих пор служит в качестве пищевой добавки во многих краях мира и действительно может поддерживать человека длительное время. В связи с этим гуммиарабик является настоящим «продуктом» из «древесины», дающим жизнь. Однако ДМТ «производится» из «древесины», которая даёт познание, т.е. оно находится в другой части акации — в корнях.
Удивительно, но в своём «египетском ритуале вольного масонства» граф Алессандро ди Калиостро на самом деле отождествил библейского дерево Эдема с одним из видов акации.
«Акация есть первоматерия… Чадо моё, ты принимаешь первоматерию… Знай, что Великий Бог сотворил прежде человека эту первоматерию и лишь затем он сотворил человека, чтобы т от обладал ею и чтобы был бессмертен. Человек злоупотребил ею и потерял её, но она до сих пор есть в руках Избранника Божия и от одной единственной крупицы этой драгоценной материи становится проекцией в бесконечность».8


Не нужно много ума, чтобы увидеть, что Калиостро здесь описывает не что иное, как энтеогенный потенциал «древесины» акации. Далее можно заметить, что с целью общения с невидимыми ангельскими сущностями, в отличие от сессий Ди с Келли, загадочный Калиостро обычно использовал молодых видящих во время ритуалов своего «Египетского ритуала».


Келли даёт нам ещё один ключик, касательно природы этого красного порошка в своей поэме «Metrical Treatise on Alchemy». Ругая ложных алхимиков и так называемых репетиторов [puffers] за их неадекватное обучение царскому искусству, Келли шутливо советует своему читателю «Сожги свои ты книги и приходи ко мне в ученики».


Все вы, философами себя мнящие,


И день и ночь в котле Гебера
Гермеса древа древнего опилки зря переводящие,
Надеясь тщетно превратить их в масло драгоценное,
Чем больше вы стараетесь, тем больше вы теряете;
Тебе же я скажу, каким бы умным ни был ты,
Сожги свои ты книги и приходи ко мне в ученики.9


Отбросив в сторону заносчивость Келли, нельзя не задаться вопросом, о каком-таком «древе» и каком «драгоценном масле», приготавливаемом из него, толкует наш алхимик-зрец.
То, что красный порошок Келли мог быть формой ДМТ, многое объясняет в регулярных посещениях ангелами Келли во время его сессий с Ди. Как мы отметили в начале, переживания контакта с ангелопододбными существами самые обычные переживания, сообщаемые теми, кто употребляли ДМТ. Более того, мы знаем, то психоактивные соединения действительно играли значительную роль как в Алхимии10, так и в сеансах Ди. Как замечает Крис Беннет [Chris Bennett] в своём magnum opus — Liber 420: Cannabis, Magickal Herbs and the Occult:


«В собственных отчётах Ди своих вызываний, или ‘деяний’, как он их называет, есть многочисленные отсылки на дым, что указывает на возможное наличие какого-то вида каждения, равно как и упоминания об использовании напитков и мазей… В записях Ди этих деяний мы читаем, как ‘как дым наполнил пространство’ и вызванная сущность заявила: ‘я чую дым: продолжайте сир, согласно вашей цели’, и это тоже может указывать на каждение. Другие упоминания указывают на употребление какого-то эликсира… ‘вкус этого напитка и даже один только привкус его на сосуде действует чрезвычайным образом против неуклюжей сонливости невежества. Если тяжела рука, то насколько тяжелее должен быть целый мир’.
В одном из отчётов Джона Ди из его «Деяний с духами» (1581—1583 гг.) встречается сожаление о недостатке снадобий [drugs] для операции и употребления вместо них мазей: ‘Я забыл взять с собой все свои снадобья [это слова явившегося духа]. Но так как я знаю, что некоторые из вас хорошо обеспечены подходящими мазями, то я намерен посещать вас только с их помощью. Вы видите, все мои коробки пусты? Э.К.: Он показывает большую связку пустых аптекарских коробок’. Эта замена в связи с отсутствием снадобий также указывает, что снадобья не были чем-то необычным для этих спиритических сеансов, раз уже Келли говорит, что он забыл их взять, значит обычно они у него есть».11


Примечательно, что этот вопрос — что Ди и Келли как правило прибегали к использованию снадобий во время своих «Деяний» — поднимался многими авторами, включая Бена Джонсона, автора «Алхимика» (1610) — сатирической пьесы, в которой есть многочисленные намёки на употребление Ди эликсиров, напитков, снадобий и «секретного лекарства», которое «производит какое-то странное действие, если понюхать его». M. Kineholz — бывший полицейский — который в «Opium Traders and Their Worlds», Vol.1 (2008) связывает Ди и Келли с наркотическим благовонием, составленным из «ладана, стиракса, ясенца (диктамнон, неопалимая купина), опиума и гашиша» [olibanum, storax, dictamus, opium, and hashish]», и ещё, Густав Майринк, автор «Голема» (1914 г.), романа, который даёт «завуалированные ссылки на психоактивные снадобья на языке алхимии»12, и «Der Engel vom westlichen Fenster» (Ангел западного окна, 1927), в котором рассказывается история об одном галлюционирующем человеке, который, после того как унаследовал кипу бумаг Ди от одного своего родственника, дошёл до того, что стал на самом деле считать себя реинкарнацией елизаветинского мага. Ведомый этим вдохновением, главный герой этой истории добивается посвящения из рук одного адепта, который предлагает нашему герою знакомую красную сферу из слоновой кости, содержащую «розовые хлопья» и «красно-серый порошок». У Дана Меркура [Dan Merkur], профессора Сиракузского Университета, читаем:


«Майринк упоминает два алхимических снадобья. Они содержались в ‘двух маленьких сферах из слоновой кости: одной красной и другой белой’… Зашифрованный цвет намекает на красного короля и белую королеву, или на Солнце и Луну из алхимической свадьбы. Белая сфера и её порошок не играют роли в этом романе. ‘Красная сфера из слоновой кости’ содержит ‘царский порошок’, ‘красного льва’, который состоит из ‘розовых хлопьев’… Его можно использовать для трансформации неблагородных металлов в золото… но когда он приготовлен в качестве благовония… он оказывает психоактивное воздействие. ‘Вдыхание красного дыма’ позволяет им ‘выходить’ из своих тел и переступать за порог смерти; там, посредством свадьбы с их женской ‘половиной’, которая при их земном существовании почти всегда остаётся сокрытой, они обретают невообразимые магические силы, такие как личное бессмертие, так как колесо перерождений останавливается; короче, они достигают чего-то вроде божественного статуса, который недоступен другим смертным, доколе они пребывают в неведении относительно секрета белой и красной сфер…»13


Все эти вымышленные рассказы указывают не на что иное, как на долгоживущую традицию, напрямую связывающую Ди и Келли с употреблением того, что Алистер Кроули — английский маг, который, кстати, в отличие от героя Майринка, утверждал, что является реинкарнацией не только Келли, но и Калиостро — называл «странными снадобьями».
Келли и Ди окончательно разорвали отношения, когда, согласно Келли, архангел Уриил во время одного из подпитываемых снадобьями «Деяний» Ди и Келли, повелел этим двум мужчинам разделять всё их имущество, включая их жён. После сильного противления, в конце концов Ди согласился. Однако это прелюбодеяние оказалось чрезмерным для набожного Ди, и вскоре после этого он окончательно прекратил эти сеансы. Хуже того, вскоре после того, как оба мужчины разделили своих супруг, молодая жена престарелого Ди забеременела. Так как Ди было на тот момент шестьдесят, а Келли только тридцать два, не нужно много ума, чтобы определить, что вероятным отцом ребёнка был сэр Эдвард. Келли подался в придворные алхимики к императору Рудольфу II, который и произвёл его в рыцари с титулом «сэр Эдвард Келли Имани и Нового Любена» 23 февраля 1590 г. Но, не преуспев в производстве алхимического золота для императора, Келли был заключён в темницу и, попытавшись бежать, выпал с высокого окна и разбился. Но ангельские «деяния» Ди и Келли продолжают очаровывать, вдохновлять и смущать.


Мы оставляем читателя с захватывающим отрывком из романа Майринка «Der Engel vom westlichen Fenster» (Ангел западного окна, 1927), который изящно передаёт задымлённую, наркотическую атмосферу, окружавшую ангельские деяния Ди и Келли:


«И без долгих слов сунул мне в руки красный шар. Я сразу заметил тончайшую линию, экватор, где сходились два полушария слоновой кости. Неужели он никогда не принадлежал Джону Ди и аптекарю Келли?.. Развинтив половинки, я осторожно приподнял верхнюю… Алая с перламутровым отливом пудра, примерно столько, сколько вместилось бы в скорлупу грецкого ореха… — Приготовьте каменную чашу и чистый огонь; лучше всего пламя спирта. Спирт плесните в чашу. Зажгите. Высыпьте в пламя содержимое шара. Пудра вспыхнет… Дождитесь, когда выгорит спирт, и пусть восходят дымы… Спирт выгорел быстро. Раскаленные остатки в ониксовой чаше тлели и медленно курились, восходя вертикально вверх голубовато-зелёными ниточками дыма, которые потом закручивались спиралями и повисали туманными слоями… (Адепт) или сам дьявол схватил меня за волосы железной рукой и с нечеловеческой силой пригнул мою голову к ониксовой чаше, прямо в восходящие курения алой пудры. Сладостная горечь, проникая через нос, затопила мой мозг, потом — невыносимое стеснение в груди, удушье, переходящее в предсмертные конвульсии такой неописуемо ужасной силы и продолжительности, что я почувствовал, как инфернальные кошмары целых поколений бесконечным потоком хлынули сквозь мою душу… Потом… потом моё сознание потухло…


Практически ничего не осталось в моей памяти из того, что я пережил там, «по ту сторону». И кажется мне, я с полным правом могу сказать: слава Богу! Так как те бессвязные клочья воспоминаний, которые время от времени ураганом проносятся через моё погруженное в глубокий сон сознание, пропитаны — как кровью вещественные доказательства — таким умопомрачительным кошмаром, что накрыть мою страждущую душу саваном амнезии было поистине высшим благодеянием. Лишь смутные реминисценции каких-то сумрачно-зелёных морских глубин, фантастических подводных миров, очень похожих на те, в ночных безднах которых госпожа Фромм встречала Исаис Чёрную… Я тоже столкнулся там кое с кем. В паническом страхе спасался я бегством от преследовавших меня… кошек, — да, сдается мне, эти апокалиптические монстры с огнедышащими пастями и тлеющими угольями глаз были чёрными кошками… Господи, но разве забытые сны поддаются реставрации!..


И на протяжении всей этой сумасшедшей погони во мне вызревала спасительная мысль: «Только бы дотянуть до древа!.. Только бы успеть добежать до матери из красно-голубого круга… тогда спасён». Не знаю, не мираж ли то был, но мне как будто померещился Бафомет… Там, вдали, высоко над отрогами стеклянных гор, над непроходимыми трясинами и непреодолимыми препятствиями! Потом увидел… мать Елизавету… она подавала мне с древа какие-то загадочные знаки — вот только какие, уже не помню… но сразу, узрев её, успокоилось моё бешено колотящееся сердце, и я очнулся… Очнулся с таким чувством, словно пробудился после многовековых странствий в изумрудной бездне.


А когда не очень уверенно — голова, как после наркоза, кружилась — поднял глаза, то увидел Липотина; он сидел, не сводя с меня неподвижного взгляда, и поигрывал пустым красным полушарием. Я находился у себя в кабинете, и всё вокруг было таким же, как до… до…


— Три минуты. Вполне достаточно, — угрюмо буркнул Липотин и с каким-то недовольным выражением лица сунул часы в карман.


Я никогда не забуду то загадочное разочарование, которое прозвучало в его голосе, когда он меня спросил:


— Неужели вам и в самом деле удалось уйти от когтей дьявола? Ну что ж, это свидетельствует о солидной конституции. Как бы то ни было, от души поздравляю! Думаю, теперь-то вы сможете с большим успехом манипулировать этим антрацитом. Он заряжен, я в этом только, что убедился.


Я обрушил на него град вопросов. Мне было совершенно ясно, что я прошел традиционное испытание токсичными дымами, которое издавна получило широкое распространение во всех магических практиках».14


***


От имени всех сторонников Pansophers.com выражаю благодарность Дени Ньюману [Dany PD Newman] за этот восхитительный пост и за присоединение к нашему сообществу. Друзья, настраивайтесь на большее. У Дени есть для вас кое-что ещё!


***


Библиография.
Alchemy Lab. Edward Kelley and John Dee: Alchemists Who Transmuted the Stone. https://www.alchemylab.com/kellydee.htm. Accessed Feb. 7, 2019.

Bennett, Chris. Liber 420: Cannabis, Magickal Herbs and the Occult. Trine Day. Walterville, OR. 2018.

Faulks, Philippa. The Masonic Magician: The Life and Death of Count Cagliostro and His Egyptian Rite. Watkins. London. 2008.

Hoffman, Mark. “Conjuring Eden: Art and the Entheogenic Vision of Paradise.” Entheos 1:1, Summer 2001.

Partridge, Christopher. “Drugs and the Occult.” The Occult World. Routlage Handbooks Online. 2014.

Smith, Charlotte F. The Life of Dr. Dee (1527-1608). Constable and Company. London. 2014.

Strassman, Rick. DMT: The Spirit Molecule. Park Street Press. Rochester, VT. 2001.

Tyson, Donald. Enochian Magic for Beginners: The Original System of Angel Magic. Llewellyn Publications. Woodbury, MN. 2005.

 

Примечания:


1. Strassman, p. 73
2. Tyson, p. 19
3. Alchemy Lab
4. Ibid.
5. Bennett, pp. 205.
6. Быт. 2: 9,16-17
7. Hoffman
8. Faulks, p. 225
9. Smith, p. 139
10. От употребления Зосимой винных настоек на конопле до открытия Луллия дистилляции спирта, до любви Парацельса к опиуму, до эликсира Калиостро из акации, — царское искусство никоим образом не обошло божественные, психоактивные мистерии Матери Природы.
11. Ibid. at p. 391
12. Ibid. at p. 271
13. Partridge
14. Ibid. at 272-274. Здесь представлен отрывок из существующего русского перевода.

 

 

Оригинальная статья размещена на сайте pansophers.com

Перевод © Иван Харун, 2019 год, специально для Teurgia.org


Back to Top