Дело Г. О. М. – автора "Курса энциклопедии оккультизма" — Педенко Д.С.
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Дело Г. О. М. – автора "Курса энциклопедии оккультизма" — Педенко Д.С.

 Дело Г. О. М. – автора «Курса энциклопедии оккультизма»

Автор: Дмитрий Сергеевич Педенко


Среди всех российских мартинистов именно Мёбес стал самым читаемым оккультистом [Menzel B. The New Age of Russia. Occult and esoteric dimensions. Berlin, 2012. P. 57]. Он оказал значительное влияние на эзотерические движения начала XX в. в России. А. Л. Никитин вполне справедливо называет книгу, «Курс энциклопедии оккультизма», составленную по его публичным выступлениям и вышедшую в 1912 г., «настольной книгой сколько-нибудь серьезного тайноведа в России» [Никитин А. Л. Эзотерическое масонство в советской России. С. 7.], однако мало кто знает, что все его лекции читались в присутствии полиции.


Главная палата Союза Михаила Архангела направила обращение к заведующему полицией П. Г. Курлову заявление от 1 (14) ноября 1910 г. с ходатайством о «запрещении лекций об оккультизме, имеющих быть прочитанными доктором герметизма парижской школы герметических наук, г. Г. О. М., в большой аудитори Соляного городка 4-го, 11-го, 23-го ноября [н. с. 17, 24 ноября и 6 декабря] текущего года согласно объявлению, помещенному в № 12441 “Нового времени”, 30 октября [н. с. 12 ноября] под рубрикой: “в обществах и собраниях”. Оккультизм прямо противоречит христианству и является учением догматического масонства.


Согласно оккультическим догматам Святой Дух, Люцифер или Сатана, – одно и то же, о чем свидетельствует имеющаяся в продаже в С. Петербурге книга оккультизма Элифаса Леви: “Догмат и ритуалы высшей школы”.


Основанное на еврейской каббале и языческих преданиях, оккультическое учение представляет собою смесь самых беспросветных и безнравственных суеверий с шарлатанством, преподносимую под видом науки, не имеющей в себе ничего научного, но которая противополагается вере.


В настоящее время историческими исследованиями доказано, что оккультические масонские кружки мартинистов и иллюминатов играли деятельную и руководящую роль в подготовлении великой французской революции…» [ГРАФ. Ф. 102. Оп. 119. Д. 4, 1910. Ед. хр. 399. Л. 1-1об.].


Уже после прочтения Мёбесом первой лекции подобное заявление было отправлено министру внутренних дел П. А. Столыпину, где особо подчеркивалось, что лекция будет читаться лицом, «состоящим в то же время преподавателем математики и физики в Пажеском ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Корпусе»  [Ibid. Л. 3]. Также 16 (29) ноября было повторено обращение к Курлову, где союз Михаила Архангела настаивал, что лекция Мёбеса «действительно заключает в себе те вредные принципы, о которых Главная Палата Союза имела уже честь докладывать Вашему Превосходительству» [Ibid. Л. 4]. Такая настойчивость возымела результат: петербургскому градоначальнику было поручено «сообщить по возможности подробные сведения о действительном направлении означенных лекций» [Ibid. Л. 5-5об]. Градоначальник 22 декабря 1910 г. (4 января 1911 г.) отчитался, что «публичные лекции Статского Советника Г. О. Мебеса по догме и истории Западного Оккультизма по сообщению местной участковой полиции не заключали в себе принципов, противоречащих христианству, если не считать сообщения Мебеса о происхождении людей за 10000 лет до Рождества Христова, на одном из полюсов. От разрешенной программы, в копии прилагаемой, лектор не уклонялся» [Ibid. Л. 6]. Тем не менее 15 (28) января 1911 г. МВД постановило «установить в будущем за такого рода чтениями Мебеса особое наблюдение и командировать на таковые наиболее компетентных в сих вопросах лиц, причем о каждой такой лекции Мебеса своевременно уведомлять Департамент Полиции» [Ibid. Л. 8].


Рапорт Рудковского о лекции, прочитанной 8 (21) января 1911 г. позволяет составить некоторое впечатление о том, как воспринимался оккультизм Мёбеса сторонними людьми: «Лекция носила характер вступительной к проектируемому лектором курсу и по своему существу была весьма неясна и туманна. Не говоря о неопределенности предмета, смысл лекции был вообще затруднителен для понимания, т. к. лекция изобиловала совершенно неизвестными ни жизни ни науке терминами /бинер, тернер, кватернер, астральная и ментальная субстанция, великий аркан, пантакли и т. п./» [Ibid. Л. 10].


Любопытно, что Рудковский пытался понять то, что хотел донести до слушателей автор: «с точки зрения оккультизма все явления как в сфере материальной так и духовной, или астральной, суть результаты двух или нескольких комбинаций и сочетаний – бинер, тернер, кватернер и т. д. Простейшее сочетание – бинер встречается довольно часто, как например + и - , холод и тепло, добро и зло, мужское начало и женское и т. п. Тернер – сочетание из трех элементов: нейтрального, положительного и отрицательного; символически это сочетание изображается как n.+.- , при чем возможны их различные порядковые и количественные комбинации. Третье сочетание – тернер может быть символизировано, по словам лектора, как взаимоотношение четырех сторон света: Востока, Севера, Юга и Запада. Второе сочетание лектор изобразил кроме того и графически в виде так называемого “каббалистического треугольника”, в вершине которого находится нейтральное начало или провидение, в следующем углу + /плюс/ или человеческая воля и наконец в третьем - /минус/ или рок. Треугольник начерченный в обратном положении лектор назвал треугольником Калиостро. Влияние этих трех факторов по словам г. Мебеса, можно проследить в истории жизни и цивилизации всех народов. Во второй части своей лекции г. Мебес, коснулся каббалистического и теософического исчисления, сущность которых, насколько можно было понять, заключается в том, что каббалистическое исчисление имеет в своей основе число 3, а теософическое 4, иначе говоря в каббалистическом исчислении принимаются только первые три цифры, последующие же соответствуют предыдущим в порядке постепенности. Наприм. 4 соответствует 1, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 1 и т. д. В теософическом исчислении то же самое, но лишь в основание исчисления принимается число 4. Этим исчислениям соответствуют и особые существовавшие еще в глубокой древности особые формулы и знаки. Так, комбинация из 4-х элементов изображалась в виде круга с пересекающими его перпендикулярно друг к другу двумя диаметрами. Точки пересечения диаметров с окружностью, по оккультическим наукам, соответствуют различным понятиям, явлениям и символам т. е.: временам года, сторонам света, апокалиптическим зверям, некоторым духовным качествам человека и т. п..


В третьей части лекции г. Мебес отметил некое таинственное начало в мире, сущность которого интересовала все народы, во все века и во всех частях света. Это таинственное начало или “великий аркан” как называл это понятие г. Мебес, является продуктом духовной или астральной стороны человека, получающее директивы от ментального или идейного источника и проявляющегося в материальной области. Этому отвлеченному понятию соответствовал в древности особый знак, состоящий из трех частей: 1) таинственного треугольника / мистическое начало – число 3; 2) звезды, образованной из комбинации двух треугольников, обращенных вершинами в разные стороны / астральное начало – число 2; и 3) четырехугольника / материальное начало – число 4. Вся же комбинация является символом человека, который в детстве ходит на 4-х ногах, в зрелых летах на 2-х и в старости на 3-х.


В течение всей своей лекции г. Мебес вопросов политических и религиозных не касался и я, с своей стороны, полагал бы, что лекция в виду неопределенности и неясности предмета, а равно трудно понятной чисто специальной терминологии, доступной пониманию лишь немногих лиц, едва-ли представляется в каком либо отношении опасной.


Докладывая об изложенном, имею честь добавить что на лекции присутствовало человек до 50, в числе которых, между прочим, как мне было сообщено, был Чеслав фон-Чинский, главный магистр ордена мартинистов, о котором в делах Канцелярии имеется переписка…» [Ibid. Л. 10 -11].


Приняв во внимание выводы Рудковского, полиция разрешила чтение лекций 22 и 29 января, а также 5 февраля 1911 г. (4, 11 и 18 февраля н. с. соответственно). Согласно Мёбесу там было в среднем по 70-75 человек [НИОР РГБ. Ф. 116. К. 3. Ед. хр. 2. Л. 13], что свидетельствует о популярности его курса лекций. В связи с этим против него началась кампания в прессе. Как доложили 11 (24) февраля, «М. Вашутин в “Вестнике Союза Русского Народа” отмечал “лекции на русском языке по чернокнижию в Солярном Городке”, читаемые “анонимом Г. О. М.”, находит, что “соблазн постройки кумирни для буддо-татарского бурхана не уступает соблазну чернокнижия мартинистов”» [ГРАФ. Ф. 102. Оп. 119. Д. 4, 1910. Ед. хр. 399. Л. 15]. Данная статья очень хорошо передает восприятие лекций Мёбеса в соответствующих кругах. Вашутин рассказывает «о самых крайних развратных распутствах», а потом уточняет, что имеет «в виду лекции анонима Г. О. М., очевидно, доктора ученого, наверно какой-то высшей школы и, конечно, не иначе, как заморских знаний западно-европейской цивилизации… аноним Г. О. М. принадлежит к числу рыцарей мартинистов, парижский глава которых известный в Петербурге Папус (Papus), спирит (из испанских евреев Енкос), а главный генеральный делегат т. е. посланный для пропаганды мартизма в России маг фон Чинскаго с Кузнечного пер.» [Ibid. Л. 16]. Довольно подробно в статье освещаются темы, о которых рассказывал Мёбес: «…тут, значит, будут говорить об астрологии, сомнамбулизме, алхимии, вызывании духов замогильных, оборотнях, о гаданиях на картах, по рукам цыганским способом, о графологии, и треугольниках и арканах, годографах и т. д., одним словом, чернокнижие волшебства и волхования. Так и есть… Гадательная колода содержит 21 карту большого чародейства, т. е. 21 мажорных “ламов” (арканов) по числу жидовской азбуки без одной проклятой буквы (ш – шин), которая соответствует черному фофану. Эта 22-я лама принадлежит “Самому” Бафомету, иначе Люциферу или Веельзевулу, ибо носит на себе образину руки Бафомета… Чему же учит герметист Г. О. М.: 1) умение выхода своего собственного двойника из собственного тела (то, что называется оборотнем). 2) знанию и умению пользоваться действием магического круга. 3) воздействовать волевым началом в человеке на “импульсивное” в “режимах” и т. д.» [Ibid. Л. 16].


Тем временем Мёбес приехал во Владимир, чтобы читать лекции с целью привлечения кандидатов в ложу Казначеева. Однако вышеописанной статьи в газете было достаточно, чтобы 8 (21) апреля 1911 г. владимирский губернатор, «принимая во внимание появившийся в газетах очерк о том, что оккультизм имеет некоторую связь с учением массонства» [Ibid. Л. 19], принял решение установить за лекциями «особое наблюдение» [Ibid. Л. 19об]. Согласно рапорту в департамент полиции от 26 апреля 1911 г. на лекциях присутствовали «Начальник Губернского Жандармского Управления Полковник Байков, Владимирский Полициймейстер Иванов и Старший Чиновник особых поручений Высокосов» [Ibid. Л. 22]. Они пришли к выводу, что «прочитанные г. Мебес три лекции об оккультизме заключали в себе в общих чертах историю и сущность оккультизма в связи с историей и сущностью масонства.


Все лекции Мебес были прочитаны в выражениях, мало доступных пониманию простого народа, на лекциях присутствовало незначительное число слушателей и на последних он не произвел никакого впечатления» [Ibid. Л. 22 -22об]. Судя по отсутствию продолжения материалов дела, скоро полиция потеряла интерес к Мёбесу, что совпало с политическим кризисом: в сентябре будет убит Столыпин, а Курилов вследствие этого – отправлен в отставку.

Автор © Педенко Д.С., для Теургия.Org, 2018 г.


Back to Top