Гностическое руководство. Глава третья. Кто или что такое Бог? — Институт Гностических Исследований
Гностическое руководство. Шаг третий
Кто или что такое Бог?
Один из центральных вопросов в любой религиозной конфессии– кто или что такое Бог? В традиционных верованиях, а также в эзотеризме и мистицизме есть четкое понятие Бога, которое может быть определено через множество разнообразных образов и языковых форм. Эти определения, хотя и расходятся по форме, имеют нечто общее, все они представляют Бога без использования описаний в моральных или этических терминах. Бог просто есть. В некотором смысле это положение имеет ключевое значение для Гностического понимания Бога, поскольку он/она/оно находитсяза рамками определения, поэтому попыткидать определение Бога,в любом случаекаким-то образомбудут ограничивать его/ее. Например, вШиваистском направлении Индуизмаверховное божество определяется как Шива, а Брахма и Вишну просто второстепенные персонажи. В других Индуистских традициях Брахман или Вишну являются высшими, а прочие божества – способами его выражения. В каких-то вариантахпоявляется еще более подкупающая форма, Парабрахман (Вишну и Лакшми), частькотораяне может быть определена, однако Божественная деятельностьраскладывается на мелкие формы или проявления и интерпретируются аллегорическим образом.
В Зороастризметермин Ахура Мазда является определением первопричины, в то время как в Митраизме Бог был определен как Зурван, Властелин времени, поскольку судьба или время считались принципом который находится вне всего. Для гностиков Бог просто есть. Он/она это единственный источник за пределами всего, как в Зороастризме, так и в Иудаизме Бог обычно просто называется Господом, поскольку это подходящий уважительныйтермин.
Хотя все эти определения, в некотором смысле, полезны, мистики и Гностики обычно идут еще дальше, они определяют Бога тем, чем он не является. Такое использование образов позволяет самому первому принципу выходить за рамки всех форм, определений и человеческих проекций. Во многих традициях это достигается за счет использования парадокса, поэтому в наших руках и находятся соответствующие описания. Например, мы находим следующее описание Дао: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное дао». В Гностической литературе мы также имеем некоторые очень поэтические представления этого первого источника.
Гностическая концепция Бога более тонка, чем у большинства экзотерических религий. Она примиряет предполагаемые различия между так называемыми монотеистическими и политеистическими традициями, а также объединяет такие модели, как Теизм, Деизм и Пантеизм.
Что это за Имя?
Вопрос об имени Бога невероятно важен, потому что в некотором смысле именно имя может дать какое-то определение его. Для средневековых колдунов знание именидемона было необходимо, чтобы подчинить его. В гностической традиции мы понимаем хрупкость человеческого духа и желание проецировать человеческое на божественное, эта тенденция к антропоморфизму весьма опасна. Слишком часто человек в своих страданиях желает вывести богов на более материальный уровень, когда это происходит, божественные образыобесцениваются. Безусловно, изображения, легенды, мифы и имена имеют право на существование, но ведь ценностьих заключается в из содержании. В связи с именем Бога в Ветхом Завете существует некоторая дилемма, в нем содержитсянесколько имен Бога, хоть и переведенных под одним названием. Что вносит трудности, так это то, что каждое имя имеет различное определение, например, имя Элохим означает могущественные (обратите внимание, что это множественное число) и может быть применено к любой форме Бога, разрушительной или конструктивной, света или тьмы.
То же самое относится и к формуле YHVH, хотя она имеет эзотерическое значение, она также была искажена, чтобы отразить варварский и жестокий аспект Бога, который ложно представлен во всем Ветхом Завете как создатель. Для гностиков в период Ветхого Завета существуют буквально два Бога, изначальный я есть, трансцендентный свет и Варварская форма мысли, которая стала националистическим военачальником более позднего фундаменталистского иудаизма. По этим причинам Гностикистарались избегать ветхозаветных имен Бога в целом и использовать более общие термины таинственной традиции.
Плерома
Первый принцип – это источник всего света. Однако эти принципы существуют не в одиночку, и со временем они расширяются и сжимаются, наполняя духовные измерения светящимися существами всех категорий и форм. В иерархии Валентина, например, существует восемь основных форм (Эонов) и двадцать два несовершенных. В Гностической Теософской традиции существует три принципа и семь нижних плоскостей или измерений. Процессы, с помощью которых создаются эти реальности, сложны и варьируются от традиции к традиции. Каждая из этих интерпретаций может быть расширена, с целью включить целую вселенную светящихся реальностей, от высших сил или Эонов до хоров и ангелов.
Традиционно это полное духовное царство называют Плеромой или полнотой, потому что оно наполнено до краев светом и жизнью. В то же время, основные духовные силы в нем известны как Эоны. В то время как в гностической традиции мы склонны подчеркивать три принципа: Божественную волю, Логос и Софию и семь Духов или Эонов, существует Вселенная созданных существ, которые обитают в Плероме и выполняют творческую директиву, выраженную в Божественной Мудрости. В Гностической традиции Михаэль (как проявление Логоса) и первое сословие предшественника Иисуса.
Божественная воля
Божественная Воля – это первый принцип действия, она связана с Брахмой в индуистских традициях. Это созидательный принцип, не в смысле материи, а в начале эманационного процесса, через который проявляется вся Великая цепь бытия с его миром, измерениями и множеством жизней.
Логос и София
Два принципа, которые проявляются и действуют в унисон с Божественной волей, – это Логос и София. Логос – это божественный разум, концепция пришедшая непосредственно из греческих мистических традиций. Действительно, еще в 6 веке до н. э. Гераклит заявил, что «логосы разделяли все». В то время как Орфей сказал: «Узрите Логос Божественный, нить через узкий путь жизни». Именно от этой традиции Евангелие отИоанна восприняло образ, выраженныйв начале стиха: «В начале былослово…». Логос был известен какСпентаМаинью в Зороастрийской традиции, иногда олицетворяющий состояние Сына Божьего.
Есть много позиций в отношении Великой цепи бытия для Логоса и Софии, которыебудут обсуждаться по мере изучения сложных мифов и легенд. Однако в своем первозданном виде они работают в треугольнике силы в верхнем мире.
Что насчет Иисуса?
Один из главных споров в христианстве был о природе Иисуса. Однако при критическом рассмотрении Нового Завета выявляются некоторые важные факты. Иисус снова и снова утверждал, что он Мессия и Сын Божий, но не сам Бог. Он молился отцу и говорил о Боге как об отдельном существе, которому он был послушен. В Евангелии от Иоанна центральной темойявляется вопрос, кто такой Иисус. Цель Евангелия – показать читателю, что Иисус – Мессия, Сын Божий, а не Бог-сын (Иоанна 21:31). В то время как сам Иоанн ясно говорит нам, что Иисус отличался от отца, который является «только один Бог» (Ин. 17;3, 5:44, 6:27). Снова и снова мы не находим утверждения, что Иисус был бы Богом или даже равным Богу. Поэтому Иисус – посланник Плеромы, Бог которого существовал в высших мирах.
Иисус, Христос и Логос.
Когда мы приходим к пониманию того, что Иисус был сотворенным существом, возникает новая картина божественности. Во многих Гностических традициях считается, что Иисус был первым созданным существом, Михаилом. Иисус существовал в первом сословии (до прихода в физическое тело) как Михаил, тот бессмертный, который играет такую важную роль в мистических христианских традициях. Когда Михаил рождается в Ессейской общине, он становится Иисусом. При крещении, после многих лет обучения (так называемые потерянные годы) он стал Христом. Его специальное Ессейское обучение включало процессы, которые очищали человеческое состояние силой Софии и превращали его телесное средство в форму, которая была сделана достаточно чистой для общения с Логосом. Иисус как индивидуальное, дискретное существо (Михаил) все еще существовал, но общался с Логосом внутри него. Иисус не был и не является Богом, или Логосом, или Христом, он стал Христом и, следовательно, в этом понимании известен как Иисус Христос. Термин Христос означает помазанный и относится к состоянию сыновства Господа мудрости. Иисус при крещении общался с разумом Божиим (Логосом), его поступки воплотились в духе Божьем (Софии) и он стал полноправным сыном Божиим (Христом).
Мы говорим о Боге, о сыне, о его слове и о святом духе, и мы говорим это отец, сын и дух объединены в силе. Ибо сын есть разум, разум и мудрость отца, а дух есть сток, как свет от огня. Точно так же мы признаем, что существуют и другие силы, которые окружают материю и пронизывают ее.
Афинагор
Вообще говоря, древние Гностики в первую очередь рассматривали Христа как вечную, небесную силу, Логос, с которым можно иметь близкое, личное отношение, так как наше высшее сознание создано по его образу. По этой причине Гностики подчеркивали опыт союза с божественным и проявляли мало интереса к историческому Иисусу, которого всегда было невозможно узнать в конкретном смысле или даже точно в историческом смысле. Иисус Христос солнце Бога.
Дэвид Фиделер,Квест Книги. 1993.
Состояние Христа – это состояние, к которому мы все должны стремиться, это состояние, посредством которого мы возвращаемся в Плерому. Логос и София являются энергетическими полями, исходящими в низшие миры, и, если позволено, преобразуют нас в бессмертных существ. Это учение является Солнечной традицией и занимает центральное место в нашем понимании Гнозиса.
Что такое София?
Основное понимание Святого Духа, в рамках христианской традиции, является десексизацией величия женской власти. София является богиней или женским принципом и как таковая начинается от самых ранних языческих традиций, и сохраняется до греческих мистерий и гностицизма. В гностической литературе она описывается многими именами –Матерью Всего, Матерью Жизни,Светоносной Матерью и Святым Духом. София рассматривается как отражение Логоса, которое не может существовать без нее. Поэтому в эзотерической гностической литературе было сказано, что Мистерии передавала не только сила Иисуса, но объединенная сила Иисуса и Марии Магдалены.
София как традиция сохранилась скрытой под завесой христианского благочестия, она до сих пор встречается в культе Девы Марии и является сильнейшей в направленияхРусскогоПравославия. Это традиция Великой эпохи, которая отчетливо олицетворяет силу Святого Духа как женскую. Например, в Книге Притчей Соломоновых София бродит по улице, умоляя мужчин любить ее. В то время как в следующих цитатах нам покажется, что София или мудрость отделена,однако на самом деле София – это грань Мудрости самого Господа.
«Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: “доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла”».
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него».
Книга Притчей Соломоновых (1:20-33, 8:22-30).
«Это Великое, царственное и женственное Существо, которое, не будучи ни Богом, ни вечным Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым человеком, принимает почитание и от завершителя Ветхого завета и от родоначальницы Нового, — кто же оно, как не само истинное, чистое и полное человечество, высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединенная и во временном процессе соединяющаяся с Божеством и соединяющая с Ним все, что есть».
Столп-и-утверждение-истины (Павел Флоренский).
Определение Софии будет понято лучше, если ознакомиться сначальными мифами о ее природе. Во многих культурахвстречается легенда о Богине, которуюпохитилив мире живых и поместили в загробный мир. В плену онаожидает своего любовника, который все еще находится в другом мире. Пока, наконец, ее герой не входит в подземный мир, чтобы спасти ее.
Однако это спасение стоит дорого, и вместе они заканчиваются битвой против подземного мира до завершения истории. Хотя в этой истории много изменений, это история искры Бога внутри человека. Мана истинное «я» попадает в центр земли и теряется в сознании материи. Природа духовной искры внутри человека – это то, что она является семенем, Бог в потенциале. На иврите это называется руах и интересно, одно из предложений, предложенное Руахом, – София. Итак, у нас есть израильская версия классической истории. Дух Божий в человеке – искра, семя Света, оно застигнуто материей и взывает к Спасению. Логос, воплощенный в Иисусе, отвечает на призыв и через великие страдания предлагает спасение. Но это не так просто, потому что, пока София все еще живет в мировой системе, она может только отправиться в верхний мир днем и вернуться ночью в подземный мир.
Многие на Пути Преображения, проходясквозьсилы Плеромы, стараются жить в мире, но должны пытаться быть вне его. София, следовательно, предлагает нам некоторые интересные идеи о природе Бога. Она является дочерью Божественной воли и её частью, она является супругой Логоса и Духа в человеке. Она отражается в свете, скрытом в природе, Экклесии, Гностическом Писании и человеке, и иллюстрирует присутствие света во всем.
В каждой из этих вещей проявляется София. В материальном мире София – это присутствие Бога в природе. Даже после всей той боли, которую причинил ей человек, природа по прежнему проявляет Божественную искру, хотя ее блеск сильно уменьшился. София-невеста Логоса, воплощенного в Екклесии, в священных писаниях София-мудрость, а в человеке – сама суть, которая меняет его от смертного к бессмертному, она – Святой Дух.
«Поэтому София является двоякой, одновременно божественной и тварной – выше и до творения и в творении... В мире, София действовала – как земной Эрос на небесах, всё творение жаждет освобождения от рабства тления в сиянии света Софии, красоты и преображения».
София – премудрость божия. Сергий Булгаков.
Концепция Софии чужда многим западным Гностикам, и все же, когда мы ясно изучаем Библию в свете Гнозиса, мы обнаруживаем, что она является неотъемлемой частью божественности. Когда мы рассматриваем, как часто Понятие Софии связано с понятием мудрости, мы можем достичь более глубокого понимания силы и красоты Плеромы.
Полярность Бога и богини
В то время как эти три принципа (иногда называемые треугольником или Триединым (Сингулярным) принципом работают в унисон, во многих традициях большое внимание уделяется полярности между Логосами и Софией. В то время как многие Гностики склонны избегать открытого антропоморфизма и рассматривать их больше как принципы, другие традиции делают сильный акцент на полярности природы Бога/Богини. Эти традиции варьируются от язычества и варварства до построенийВалентина.
В то время как нет ничего плохого в использовании мифа и легенды, чтобы «положить плоть на кости» метафизических принципов, мы должны отметить, путать изображение с сущностью. Конечно, существует широкий спектр изображений Бога и богини, которые хорошо вписываются в эту полярность, они также перемещаются по плоскостям и имеют другие выражения. Если мы на мгновение воспользуемся Каббалистической моделью, то увидим, как возникла языческая концепция рогатого Бога и Тройственной богини. ТотРогатый Бог проявляется как Логос в Хокме, а затем, как Солнце. Это два его качества. В то время как Богиня проявляется как старый Кронос Сатурна (София / Бина), акушерка (Луна) и девочка (Земля). Эти образы наделены смыслом и, безусловно, помогают нам оценить силу этих принципов за рамкамиумственных предположений. Однако необходимо понимать, чтооченьлегкосвести богов к изображениям которые приспосабливают наши ожидания и используя гендерную полярность, мы можем легко получить как женоненавистнические, так и гомофобные модели.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы использовать мифы и легенды для «наращивания плоти на кости» метафизических принципов, однако следует отметить, что таким образом легко смешать образ с сущностью. Существует множество изображений Бога и Богини, которые хорошо сочетаются с этой полярностью, они также перемещаются вниз по плоскостям и имеют другие выражения. Если мы воспользуемся каббалистической моделью, мы увидим, как возникла языческая концепция Рогатого Бога и Тройной Богини. Рогатый Бог проявляется как Логос в Хокме, а затем как Солнце. Это два его режима. Пока Богиня проявляется как старая крона Сатурна (София / Бина), беременная (Луна) и девочка (Земля). Эти образы наделены смыслом и, безусловно, помогают нам оценить силу этих принципов за пределами простых умственных умозрений. Однако нужно проявлять осторожность, потому что слишком легко свести богов до образов, которые соответствуют нашим предрассудкам, и с использованием гендерной полярности мы можем легко дойтидо женоненавистнических, и гомофобиных моделей.
Эта способность показать происхождение символов многих систем является уникальной характеристикой Гностицизма. Вместо конфликтов между языческими и так называемыми христианскими, теизмом и антитеизмом и связанными с ними противоречиями мы обнаруживаем, что все альтернативы примиряются в рамках всеохватывающей системы. Это понимание, которое дает гностицизм, показывает эзотерическое значение религиозных символических систем и в некотором смысле обходит их, раскрывая их истинный смысл. Это не ухудшает роль мифа, легенды, сказания и писания, но ставит их в реальное положение, то есть как внешнюю форму тайн. Священные Писания не могут стоять в одиночестве, в гнозисе в их сердце, они становятся как камень.
Безличный к личному
Частью Гностического мировоззрения является понимание роли персонализма в религии. Под персонализмом мы понимаем не только теизм (поклонение личному Богу), но и использование богов и богини с личностью, характером и человечностью. Эта тенденция встречается во всех религиозных традициях, в то время как в языческих традициях боги кажутся более человечными, она, безусловно, также встречается и в Монотеистических традициях. Иегова и Аллах временами кажутся слишком умными. Для Гностика безличное является высшим принципом, «неоригинатный Создатель» не обладает личностью в человеческом смысле этого слова, поскольку оно выходит за рамки всех наших предубеждений и прогнозов. В то время как три принципа Божественной воли, София и Логос могут быть приданы иконографической и литературной форме, они также являются по существу тем, чем они называются – принципами. Они не личночтны. Соответственно, Гнозис– это форма восприятия, питаемая разумом и подпитываемая эмоциями. Тем не менее, он не делает большого акцента на преданности (Бхакти), которая сосредоточена или одержима имиджем, звуком, формой и так далее. В то время как мы понимаем и используем силу образов, чтобы стать посвященным одному такому образу, нужно игнорировать его истинную природу. Но одержимость образом божественного может увести с пути, а не привести к высшим принципам.
В Великой Цепи Бытия есть множество духовных форм. В системе гностиков для них существует много имен. Поскольку они находятся в размерах ниже верхнего мира, они являются «частичными» представлениями аспектов божественного, и каждый имеет свою собственную уникальную сущность, форму и т. д. В то время как они, тоже, в глубине души – принципы, несущие все больше и больше степеней независимости и уникальности, когда мы движемся по лестнице эманации. Так, например, к тому времени, когда мы достигнем астральных миров, появляются миллионы духов разных персонажей и форм, каждый из которых уникален. Никто не является абсолютно добрым и злым, но есть вариации в их отношении к человеку.
Хотя у этих духов есть своя уникальная сущность и выражение, форма, в которой они проявляются, связана с нами, а не с ними. Они облечены языком и мифологией наших культур, наследия и традиций. Мы всегда должны помнить об этом, имея дело с различными системами символов, это не «письмо», которое является наиболее актуальным, но и духом. Слишком легко спутать образы божественного, найденные в литературе, и миф с реальностью и стать запертыми в формах, которые лишь частично представляют уникальные характеристики духа, бога или формы. В каком-то смысле мы должны превзойти Богов, чтобы понять их.
Солнечный Логос – Христос
Термин Христос означает «помазанник», и это сила Духовного Солнца. Он представляет собой завершенного человека, в котором София и Логос трансформировали сознание и посредник в связке всех систем. Солнечные логосы, Христос или Святое Солнце передают преобразующие энергии триединого Принципа во всех плоскостях. Это дверь, через которую взаимодействуют энергии высшего мира с энергиями планет. Он может быть изображен как умирающее и возрожденное солнце и, следовательно, связан с широким кругом богочеловеческих мифов и легенд.
«Я – дверь: кто войдет Мною, тот спасется; и войдет, и выйдет, и пажить найдет».
Евангелие от Иоанна 10:9.
Солнце также может быть суровым, оно высушивает землю и убивает скот, а также вызывает изменения приливов и расцвета жизни. Это напоминает нам о том, что создание и разрушение являются нормальными циклами Вселенной, и мы должны расти через них, не будучи слишком привязанными к материальному опыту.
Поскольку триединые принципы непосредственно не проявляются в нижних мирах, Солнечная сфера становится посредником, проявлением и воротами. В каком-то смысле это место, где возникла легенда о воплощении или аватаре. Вера в то, что Бог пришел в нижние миры, – это адаптация или аналогия с процессом, посредством которого Плерома проявляется через солнечную сферу в нижние плоскости. Для гностиков Иисус, например, был Михаэлем, созданным существом, которое воплотилось и стало Христом, он не был Богом во плоти. Есть много других существ, которые, будучи Старыми Душами, достигают Христобытия и становятся Сыном / Солнцем. В этом смысле эти сущности становятся проявлениями Солнца, и поэтому мы можем оценить, как мотив воплощения стал принят. Тем не менее, антропоморфная традиция Бога, фактически входящая в материю, как Бога, является искажением солнечных мифов и непониманием сути Гнозиса.
Боги и Духи
Великая Цепочка Бытия наполнена жизнью, есть Духи, Боги, Эоны, так много форм с таким количеством имен. Лучше всего сказать, что, поскольку эманации исходили из высших принципов через Семь Духов (см. ниже), создаются бесчисленные формы жизни. В нашей гностической традиции они обычно классифицируются как Семь Духов или Логоний (иногда также называемых Эонами), Бессмертных или Мастеров, которые работают в каждом плане или луче и духах. Эти духи имеют множество форм: от высшего до нижнего. Существует много способов отнести их от каббалистического к средневековому, от неоплатонических иерархий до христианской ангелологии. Хотя мы предлагаем одну модель, индивидуальный ученик может исследовать и расширять свое понимание, рассматривая множество описаний этих форм.
Семь Духов
Согласно гностическим традициям триединый принцип проявляется в серии из семи логий или в более традиционных языках архангелов или духов. Эти формы могут быть выражены разными способами, наиболее традиционными являются их познания как Эоны, в то время как в Египте их можно было бы назвать Священными Принципами или Нетрами. В зороастрийской традиции они известны как Святые Духи (SpentaAmesha). (Они сродни Семи Духам перед Троном в Книге Откровения). Интересно это связано с некоторыми западными традициями, которые видят Семь Духов перед престолом (Откровение 4: 5) как семь фаз Святого Духа. Эти эоны или духи имеют много разных аспектов, они также могут быть связаны с традициями семи лучей теософских и розенкрейцерских мистерий. В небесной иерархии снова являются эманациями из принципа истины, и под ними образуются Бессмертные, существа, которые воплощают каждый луч или дух.
«И от престола исходили молнии, и громы, и гласы; и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих».
Откровение Иоанна 4:5
Семь духов в соответствии с зороастрийской традицией
Кроме того, семь Логий образуют тело Вселенной или большую цепь бытия. Именно из их форм возникают семь планов существования. Это один из важнейших аспектов гностического учения. Семь плоскостей – это не просто географические местоположения, они живые, растущие, преобразующие тела, оживленные семью Логиями. Это в здравом уме с физической плоскостью, это не инертная материя, а живая. Земля – это не просто шар грязи в космосе, а огромный организм, который так же жив, как и мы. Каждая плоскость подразделяется на меньшие плоскости, и каждое плоскостное измерение имеет свое собственное сознание и реальность. В этой модели все взаимосвязано. Так, например, человек находится в уникальной симбиотической связи с Гайей, которая, в свою очередь, является частью большей сети духовной энергии, которая составляет Логию физического плана. Все силы находятся в симбиотических отношениях с теми, кто над ними, следовательно, человек является частью тела Гайи, и его поведение и действия влияют на Гайю так же, как и на нашу собственную полу-независимую пищеварительную функцию! Этот уникальный и новый взгляд на жизнь необходим не только по экологическим и природоохранным причинам, но и для нашего собственного выживания как вида. (Это может показаться противоречащим традиционному дуализму Гностицизма, однако, мы объясним в некоторых деталях позже, что гностический дуализм на самом деле, это не то, что большинство людей думают!)
Различные области, которые существуют, можно понимать как плоскости, измерения, реальности, локали или миры, в зависимости от того, какую перспективу вы хотите принять. Гностическая традиция имеет тенденцию использовать Гностическую Теософскую модель, которая предлагает семь плоскостей. Существуют и другие модели, такие как четыре мира Каббалы и более сложная Валентиновская схема из тридцати эонов. Мы не утверждаем, что один является более правильным, чем другой, мы просто выбрали одну модель из нашей традиции, чтобы изложить. Все вместе взятые модели иллюстрируют многогранный характер реальности, поскольку земля является лишь одной плоскостью в рамках более широкой картины. Может быть много взглядов на такую структуру, начиная от альтернативных вселенных, измерений или планов до других реальностей, каждая из которых имеет свое место в нашем понимании.
Перевод © Deus Caritas Est, 2018 год
Источник © «Гностическое руководство» Института Гностических Исследований