Третий Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>
Лекция III
Курс Энциклопедии Оккультизма
Знак алфавита, соответствующий третьему аркану, есть Ghimel (Гимел) = 3.
Его иероглиф – берущая рука, в смысле – кисть руки, сложенная так, что образует узкий канал, могущий что-либо вместить.
От идеи узкого канала переходят к идее влагалища, служащего последним этапом в процессе рождения, а от этого – к самой идее рождения.
Отсюда название аркана по Ипостасям теософического тернера: Divina Natura, Partus, Generatio.
Идея произвождения тесно связана с элементом любви или, в более общем смысле, с элементом аттрактивности (всемирное тяготение, обычная любовь, милосердие, универсальная любовь суть частные проявления этого общего начала).
Богиня аттрактивности называлась Венерой. Этим объясняется одно из ученых названий этого аркана – Venus Urania (Венера во Вселенной – в астрономическом мире).
Другое ученое название – Physis – Природа. Вульгарное название – l'Imperatrice.
Геометрический символ 3-го аркана, вызывающего представление о тернере, будет – восходящий или нисходящий треугольник,смотря по характеру тернера.
Картинка изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами, символизирующими 12 знаков Зодиака. Принцип рождения в физическом плане тесно связан с различными фазами получения Землею солнечной энергии. Фазы эти определяются нахождением Солнца в том или другом знаке, а потому самый Зодиак является в оккультизме намеком на физический план, на физическую характеристику.
Сидящая женщина "облечена в Солнце и корчится в муках рождения" (Откр. XII, 1-2).
Вопрос о рождении раскрывает значение аркана, а Солнце указывает на центр притяжения (планетной любви) нашей системы, вместе с тем играющий роль центра эманации жизни, а следовательно, и всякого произвождения.
В левой руке у женщины скипетр со знаком Венеры. Выходит, что она вечно царит любовью над тем, что рождено, и тем, что родится.
Астрологическое соответствие этого аркана и есть влияние Венеры.
Самый знак Венеры () есть синтез двух знаков: , служащего знаком Солнца – производительных эманаций, и + (креста), означающего, как мы узнаем позднее, мир стихий, или элементов, т.е. совокупность влияний среды. Получается, что любовь обусловливает победу производительных эманаций над затруднениями, создаваемыми окружающей средой.
В правой руке женщина держит щит с изображением орла, чтобы показать, что принцип произвождения распространяется на самые высокие сферы. У орла висит равноконечный прямоугольный крест, напоминающий, что процесс рождения есть естественное последствие процесса совокупления активного начала с пассивным (см. аркан 2-й).
Сидит женщина, опять-таки, на кубическом камне, утвержденном на глобусе (об этом позже), и под ногою держит Луну, символизирующую здесь материю подлунного мира, как наинизшую сферу произвождения. Иногда встречается искажение фигуры – крылья у женщины, вместо Солнца, ее облекающего. Эти крылья намекают на восхождение от Isis Terrestris к Isis Coelestis.
Какой же тезис подтверждает аркан?
Он, прежде всего, дает гностическую формулу: "ничто не творится, все рождается", т.е. – всегда есть (Jod), оплодотворяющий (He) и тем определяющий рождение элемента (Vau – 6-й аркан) – Отец, мать, дитя.
Активное и пассивное, нейтрализованные андрогинным.
Помимо этого или, лучше сказать, в связи с этим третий аркан провозглашает закон Тернера, как общий и мировой. А потому уместно будет присовокупить к описанию аркана примеры разбора каких-либо типичных тернеров. Сначала дам намек на некоторый тернер типа нисходящего треугольника. Теософический тернер – Архетип – Человек – Природа – вызывает в нас теологическую схему трех Ипостасей: Бог в Боге, или Бог-Отец; Бог, проявляющийся в Человечестве, или Бог-Сын, и Бог, проявляющийся в Природе – Бог-Дух Святой.
Сообразно этой тройственной шкале манифестаций Единого Божества, в которой средний термин нейтрализует крайние (Человек связывает Природу с Архетипом), я позволю себе указать на 3 типа искания душами Бога: есть души, ищущие Бога-Отца метафизическими путями; души, ищущие Бога-Сына в своем сердце и объединяющие группы людей во имя этого искания; есть души, разыскивающие Бога созерцанием природы и примирением с ее непреложными законами; это – искательницы Духа Святого.
Подробнее об этом узнаете в Тайнах Каббалы.
Теперь разберем пример Тернера типа Восходящего Треугольника, т.е. типа Тернеров Великого Аркана.
Тот же Тернер "Архетип – Человек – Природа" наводит на следующее построение, если его термины понять возможно широким образом в вопросе о ходе событий во Вселенной. Представьте себе Архетип как нечто гармоничное, андрогинное, всезнающее, вседовольное, одаренное притом способностью проявления активности и, соответственно этому, могущее ограничивать сферу этой активности. Как выражаются обыкновенно, – это Высшее Начало раздваивается на активное и пассивное проявление, давая этим схему упомянутого треугольника.
Параллельно с этим будем говорить о Человечестве как о едином организме, клеточками которого будут сущности, носящие на Земле название людей, а на других планетах, может быть, какое-нибудь другое. Признайте существование таких клеточек этого организма в дифференцированном виде на всех космических телах – солнцах, планетах и т.п. – и вы создадите представление о Мировом Человеке, живущем жизнью коллективной сущности и имеющем Волю согласно Великому Закону индивидуализации.
Еще говорите о Природе, как результате группировки всех элементов, как индивидуализированных вашим миросозерцанием, так и неиндивидуализированных, и эту совокупность мыслите, как динамизированную основными схемами закономерных проявлений, т.е. – принципом каузальности.
Эти два полюса – Человечество и Природа – будут манифестациями Архетипа: первый – активной, второй – пассивной по схеме нашего треугольника (здесь термины "активный" и "пассивный" взяты в относительном, а не в абсолютном значении).
Теперь займемся тернером, явно подходящим под тот же тип тернера Великого Аркана, а именно тернером "прошедшее – настоящее – будущее".
Ведь настоящее, как момент, определяет своим местонахождением области того, что мы называем прошедшим и будущим. Не указавши момента, который мы именуем "настоящим", мы не сумеем разграничить эти области.
"Настоящее" эманирует "прошедшее" и "будущее", причем в прошедшем сказывается его относительно пассивная, косная сторона (его не переделаешь), а в будущем – сторона активная.
Сблизив наши два тернера, мы скажем, что Архетип владеет по закону аналогий настоящим, что Человечеству аналогически принадлежит будущее, а Природа базирует свои манифестации на аналогии Прошедшего. Идем дальше: Человечество владеет Будущим по праву Человеческой Свободы при помощи инструмента, именуемого Коллективной Волей Человечества. Природа базируется на Прошедшем в форме т.наз. Судьбы, инструментом которой является Рок (слепой, неумолимый, и потому косный, как бы относительно пассивный).
Архетип обладает свойствами андрогината; это свойство отражается по праву Вседовольства и Высшей Гармонии в том великом мировом Светильнике, который именуется Провидением. Провидение соответственно этому нейтрально, андрогинно и играет роль Света, озаряющего поле деятельности остальных двух элементов.
Обращаю ваше внимание на то, что на нашем языке термин "настоящее" имеет два значения: одно – касающееся реальности объекта, другое – помещающее объект в определенный момент времени.
Всякий прием рождения, эманации чего бы то ни было должен быть настоящим для рождающего, эманирующего, чтобы быть реальным в соответствующем ему плане жизненных проявлений. Формула внушения должна читаться: "Ты делаешь то-то", а не "ты сделаешь" или "ты сделал".
Непреложный метафизический или научный тезис также формулируется в настоящем времени. Ощущение, которое вы будете характеризовать как прошедшее или будущее, никем не будет признано реальным. Его в лучшем случае назовут туманными терминами "рефлекс", "галлюцинация" и т.п.
Возвращаясь к нашему тернеру, будем утверждать вместе с Fabre d'Olivet (Фабром д'Оливе), что мировая история зиждется на мистическом треугольнике (черт. 5).
Чертеж 5
Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история Человечества носит эволютивный характер.
Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все зависит от отношения сил Воли и Рока.
Если Человечество сознательно борется своею Волею с Роком, подкрепленным указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутительными, но ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет нуждаться в последующих исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.
Интересно рассмотреть частное отражение мистического треугольника Fabre d'Olivet (Фабра д'Оливе), управляющее ходом событий в жизни души отдельного человека в течение определенного воплощения (инкарнации) этой души.
Треугольник примет вид чертежа 6-го.
Чертеж 6
Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз. совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинер добро – зло.
Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою. Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души нашего человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости условиях, как говорят – с чистой кармой; погрешал; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить карму, что не обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные условия жизни. Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягчений и исправлений кармы, пока она окончательно не очистится. Очень отягченная карма, которую бы нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации.
Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического Треугольника:
- Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат – очищение Кармы.
- Воля заодно с Кармою против Совести. Это – т.наз. эгоистический оппортунизм. Результат – видимые удачи в жизни при наличности отягощения Кармы.
- Борьба Воли с Кармою без консультации Совести. Результат не может быть формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.
- Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат – неудачи в жизни и отягощение Кармы.
Шкалярные тернеры, подобные рассмотренным в этом аркане, т.е. представляющие собой явную совокупность трех основных степеней одного и того же проявления, условимся называть абсолютными тернерами. Им мы попытаемся уподобить другие тернеры, для признания которых надо примиряться с некоторыми условностями, как бы становиться на особую точку зрения. Эти вторые тернеры назовем аналогичными, связывая каждый из них условно или символически с каким-нибудь абсолютным тернером.
Дадим два примера таких тернеров. Первый пример заимствуем из природы, второй – из области ритуального символизма.
Рассмотрим ствол человеческого тела, подразделив его на голову, грудную полость и полость живота. Свяжем аналогично голову с ментальным планом, ну хотя бы потому, что проявления ментальной работы у воплощенного человека стоят как бы в связи с отправлениями головного мозга.
Грудь свяжем с представлением об астральном плане, ну хотя бы потому, что физическая тренировка адептов астральной работы отводит центральное место упражнениям дыхательных органов. Живот свяжем аналогически с физическим планом, ну хотя бы потому, что функции пищеварительных органов натурально связаны с делом обновления клеточек тела.
Вот вам и аналогичный тернер. Можете прочесть его в немного измененной форме: деятельность головы управляет распределением нервных флюидов, деятельность грудной клетки – обновлением жизненной силы крови, деятельность живота – реставрацией тканей (вопрос о т.наз. циркуляции лимфы).
Хотите оправдать практически ваше искусственное построение? Рассмотрите голову – аналогию ментального плана – и ищите в ней три подплана этого плана. Глаза сойдут за представителя ментальности в голове, – вы по взгляду поверхностно заключаете о рассудочной деятельности субъекта; нос будет представителем астральности в голове, – по его состоянию вы часто имеете возможность делать поверхностные заключения в области патологии грудной полости; рот пусть будет представителем физического плана, посланником полости живота, о расстройствах органов которой вы часто судите по губам, языку и т.п.
Это подразделение намечает путь к признанию нашего тернера не вполне произвольным, а как бы естественно-символическим.
Теперь дам пример искусственно-символического тернера, объяснив схему знаменитого Трезубца Парацельса (Tridens Paracelsi).
Его изображение дает чертеж 7-й.
Чертеж 7
Зубцы металлические (железо, жесть или сталь); цилиндрическая рукоятка – деревянная или эбонитовая, т.е. во всяком случае – изолирующая. Прибор, с практической точки зрения, представляет собой магическую шпагу с тремя остриями.
Сделаем анализ надписей на зубцах, знаков, начертанных около основания зубцов, и золотой надписи на рукоятке. Начнем с зубцов.
На верхнем выгравировано Obito (повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай); надпись эта очерчивает сферу пассивных проявлений Человека в области жизни физического плана (вернее – в области трех планов при наличии инкарнации в физическом).
На нижнем зубце мы читаем: Imo (грамотнее было бы Immo, что значит: – напротив, наперекор, в смысле – сопротивляйся, проявляй себя активно).
Средний зубец заключает надпись: Apdosel, которую нужно разложить так: ap + do + sel.
Ap надо заменить греческим "ар", начальными буквами слова "архе" (архе) = начало = высший элемент = mens.
Слог do должен читаться справа налево – od; это название положительно поляризованного астрала. Следовательно, это астросом в сфере мужских проявлений.
Sel (латинское sal) означает соль = бродило физического плана – символизирует самый физический план.
Итак – три зубца своими надписями диктуют фразу: трехсоставный активный Человек (mens + anima + corpus) должен уравновешивать бинер повиновения и сопротивления; он должен лавировать между этими приемами. Этот тернер очерчивает сферу деятельности Человека.
Во втором тернере знаков и первый знак, подобие рака, поставлен вместо знака Рака. Этот зодиакальный знак астрологически есть дом Луны, планетное влияние которой проводит пассивное начало в пассивный же верхний зубец.
Змея, имеющая головой знак Юпитера, есть символ астрального tourbillon, которым авторитет (знак Юпитера) Человека проводится в мировой астрал.
Третий знак есть испорченный знак зодиакального Льва, служащего домом активному Солнцу, проводящему свое влияние в нижний, активный зубец.
Как видим – второй тернер относится к области форм, проводящих влияние рукоятки в зубцы.
Рукоятка украшена золотою надписью:
P.P.P. VLIDOXFATO,
где тройное P следует опрокинуть для получения тройного лингама – оплодотворение в трех планах. V есть латинское числительное 5, – указание на пентаграмму, – символ человеческой Воли; LI – начальные буквы слова libertate – (свободою); VLI = pentagrammatica libertate = свободою человеческой Воли. DOX значит doxa (осведомленностью), т.е. тем, что нам дает элемент совести. FATO значит Роком, Судьбою, Кармою. Значит, рукоятка нам говорит о праве Человека на попытки произвождения в трех планах и в силу существования того, что мы ставили в вершинах Мистического треугольника Fabre d'Olivet (Фабра д'Оливе).
Этот тернер касается сферы ментального, даже метафизического характера наших абсолютных прав на три плана.
Весь трезубец будет символизировать Человека вообще в двух высших планах (рукоять, схема астрологических знаков) и дифференцировать его как Мужчину в физическом плане (средний зубец содержит намек на активность).
Практически прибор служит магической шпагой в руке мужчины, а в сильно уменьшенном формате применяется в герметической медицине при лечении мужской импотенции. Вот пример системы трех тернеров в области символизма.
К этой Лекции Г.О.М. приводятся, в качестве иллюстраций, два варианта изображений Третьего Аркана. Наверху, под заглавием, представлена работа, нарисованная неизвестным художником, для издания «Курса Энциклопедии Оккультизма», выпущенного в Шанхае Русским Оккультным Центром, что имело место быть в 1937 году. Следующее изображение, в голубовато синих тонах, относится к тому же самому изданию, однако это непосредственно отсканированные изображения из самого шанхайского издания, в то время как первый экземпляр является черно-белой репродукцией. (Действительно, в оригинале данные изображения Старших Арканов были напечатаны синей краской).
«Фон - небесное голубое пространство рассветного неба. Низ картины -- выпуклая поверхность земного шара, на котором утвержден серовато-прозрачный коагулят куба. На этом кубе, поворот в три четверти, полулежит женская фигура. Справа она освещается ослепительными золотисто-оранжевыми лучами Солнца, заливающими всю правую сторону картины настолько, что они даже скрадывают определенность контуров правой стороны тела и как бы служат ему опорой. Голова женщины - чистого типа Венеры, с распущенными каштановыми волосами. Лицо ее выражает радостную муку, как это бывает у рожениц; одета она в ниспадающий от плеч нежно-зеленый хитон, прикрывающий часть куба и кончающийся на земле. Правая ее рука держит треугольный, обернутый вершиной книзу щит с закругленными концами с изображением летящего орла, держащего в клюве знак Анк. Щит прикрывает нижнюю часть тела женщины до колен, почти совсем скрывая ее беременность. Левая рука поднята кверху, и в ней золотой жезл со знаком Венеры на конце. Ноги женщины опираются на обернутый концами вверх серп Луны, нежно-серебристыми лучами заливающий нижний левый угол картины. Над головой женщины 12 звезд, расположенных венцом. Часть их еле выделяется из солнечных лучей, другая, более отдаленная от освещенного пространства, ярко горит на синеве неба. Вся картина должна быть более красочна, светоносна, чем графична, но все краски нежны и ясны без резких мазков». |
© Г.О.М.
Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>