«Верховная Жрица», — Артур Эдвард Уэйт
Верховная Жрица
Гимел = Луна
Оригинальный текст Уэйта:
У ее ног - полумесяц, на голове - диадема с рогами и шаром посередине, а на груди - большой солнечный крест. На свитке в ее руках начертано слово Тора, что означает Высший Закон, Тайный Закон и второе значение слова (См. в "учении высшей магии" Леви: "Все заключено в одном слове, слово это состоит из четырех букв: это Тетраграмма [Йуд-Хей-Вав-Хей] евреев, Азот алхимиков, Тот (Thot) циган и Таро каббалистов. Это слово, выраженное столь различными способами, для профанов означает Бога, для философоф человека и дает адептам последнее слово человеческих знаний и ключ к божественной власти; но пользоваться им умеет только тот, кто понимает необходимость никогда его не разглашать"). Он отчасти прикрыт ее мантией, указывая на то, что некоторые вещи подразумеваются, но не произносятся [вслух]. Она восседает меж белой и черной колонн - [помеченных буквами] J и B - мистического Храма (см 3 Цар. 7:21, 2 Пар. 3:17), и позади ее [видна] завеса Храма, расшитая пальмами и гранатами. Ее одеяния струятся прозрачными волнами, а мантия подразумевает свет - мерцающее сияние. Ее называли Оккультной Наукой на пороге Святилища Исиды (С Исидой эту карту впервые связал Кур де Жебелен, остальные слова происходят от Элифаса Леви. Поль Кристиан назвал II аркан "Дверью Оккультного Святилища"), но на самом деле это Тайная Церковь, Дом для Бога и человека. Она также представляет второй Брак Князя, который более не о мира сего; это духовная Невеста и Мать, дочь звезд и Вышнего Сада Эдемского. Наконец, она - Царица заимствованного света, но это свет всего [сущего]. Она - Луна, питаемая молоком Вышней Матери.
В каком-то смысле она также и сама Вышняя Матерь - то есть [ee] яркое отражение. Именно в этом значении отражения ее самое истинное и высшее имя в символизме есть Шекина - сугубое великолепие. Согласно [учению] Каббалы, Шекина присутствует как вверху, так и внизу. В высшем мире она именуется Бина - Высшее Понимание, отражающееся в низших эманациях. В низшем же мире это Малкут - мир, каковой в данном случае понимается как благословенное Царство, а благословляет его Слава Господня. В мистическом смысле Шекина - это Духовная Невеста праведного мужа, и когда он читает Закон, она придает [ему] Божественный смысл. В определенных отношениях эта карта является наивысшей и самой святой среди Больших Арканов.
Между Верховной Жрицей и двумя предыдущими картами Больших Арканов - Магом и Дураком - существует огромное различие. Прежде всего, обратимся к цветовому символизму. Верховная Жрица облачена в голубые цвета, свидетельствующие о пассивной восприимчивости, свойственной элементу Воды, что разительно отличает ее от активных цветов Мага.
Могущество Верховной Жрицы берет начало в мире души и подсознания. В прежние времена эти понятия воспринимались с благоговением, однако встречали мало понимания, ибо держались в строгой тайне от простаков. Только посвященный могу знать, как контролировать и развивать эти грани личности и их энергию. Символы воды с присущими ей текучестью и отражательной способностью вообще часто связываются с подсознанием. Концепция текучести станет яснее, если учесть, что подсознательный разум должен быть чрезвычайно подвижным, ибо он первым впитывать в себя все, что думает, испытывает, ощущает, познает и чувствует человек; затем он обрабатывает приобретенный опыт, создавая в памяти некую постоянную модель. В карте Верховная Жрица вода перетекает с ее одеяния в спокойную морскую гладь. Этому морю, раскинувшемуся за покрывалом Верховной Жрицы, приписываются и другие присущие подсознанию качества. Речь идет о таких психических свойствах, как телепатия, пророческий дар, ясновидение и интуитивное общение с помощью языка универсальных символов. Через подсознание мы телепатически настраиваемся на волну других людей, обретаем интуитивное видение ситуации с помощью символического языка сновидений и даже способность предсказывать грядущие события. Ниспадающее двумя крыльями покрывало означает два аспекта подсознания: психическую способность, таинственным образом связующую нас с прошлым, настоящим и будущим, и способность подсознания отражать и преобразовывать в символы события нашей жизни.
Символами двойственности выступают и луны - одна из них короной венчает голову Верховной Жрицы, а другая в виде полумесяца лежит у ее ног. Они символизируют перемены и цикличность.
Переменчивость лунных фаз - от полнолуния к новолунию - указывает также на то, что Верховная Жрица означает некие скрытые, незримые факторы.
Каббалистический атрибут Верховной Жрицы - еврейская буква Гимел, родственная Луне. Для выявления лунной ассоциации Уэйт вводит следующие подсказки.
Самая очевидная - это серп Луны, покачивающийся "на волнах" ниспадающей мантии Жрицы. Он недвусмысленно связывает весь рассматриваемый символ с Луной. Уэйт в художественном исполнении своей колоды Таро точно придерживался астрологической символики, установленной Мазерсом. Занавес, на фоне которого сидит Верховная жрица, несет изображения гранатов, расположенных в форме Древа Жизни. На место Второго Аркана на Древе Жизни указывает расположение короны и головы Жрицы. Верхний Гранат, украшающий ткань занавеса, показывает положение Кетер, первой Сефиры, тогда как солнечный крест на груди Жрицы отмечает положение Тиферет, шестой Сефиры. Поэтому путь Гимел соединяет Корону, голову и грудь Жрицы. Корона и вуаль Верховной Жрицы своими очертаниями напоминают астрологический знак Рыб, с которым соотносится XVIII Аркан, Луна.
Многие толкователи были склонны соотнести Луну с XVIII Арканом, а не II. Изображая серп Луны на картине II Аркана (а не III Аркана, где во французском Таро Вирта серп Луны виден у ног Императрицы), Уэйт указывает на то, что именно II Аркан соответствует Луне.
Дополнительные значения по Уэйту:
Прямое положение: секреты, загадочность, неведомое на данный момент будущее; женщина, которая проявляет интерес к вопрошающему-мужчине; сама вопрошающая, если это женщина; молчание, целеустремленность, таинство, премудрость, наука.
Перевернутое положение: страсть, нравственное или физическое рвение, самомнение, поверхностные знания.
© Артур Эдвард Уэйт
Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.