«Маг», — Артур Эдвард Уэйт
Маг
Оригинальный текст Уэйта:
Юноша в облачении Мага, с ликом божественного Аполлона, суверенной улыбкой и сияющими очами. Над головой у него мистический знак Святого Духа, знак жизни в виде бесконечной ленты, образующей горизонтальную восьмерку ∞. Его талию опоясывает змей, кусающий себя за хвост. Большинству из нас он знаком как общепринятый символ бесконечности, но в данном случае он указывает на бесконечность духовного совершенствования. В правой руке Мага – жезл, поднятый к небесам, левая же рука указывает вниз, на землю. Этот двойной жест известен в самых высших степенях Учрежденных Мистерий; он символизирует нисхождение благодати, добродетели света от того, что вверху, к тому, что внизу. Таким образом, общей идеей является обладание Силами и Дарами Духа и их передача. На столе перед Магом находятся символы четырех мастей Таро, представляющие природные стихии; они лежат перед адептом как фишки [некоей игры], которыми он распоряжается по своему усмотрению. Внизу – розы и лилии, flos campi и lilitum convalium («цветы полевые и лилия долин» (лат) – фигурируют в латинском тексте библейской «Песни Песней» Соломона (2:1). В русском переводе – «нарцисс Саронский, лилия долин». Здесь Суламита, возлюбленная царя Соломона, сравнивает себя с простыми, дикими цветами Палестины. Интересно так же и то, что Иисус Христос в одной из своих проповедей говорил о том, что наряд полевых цветов прекраснее, нежели наряды царя Соломона. Дословно: И об одежде зачем беспокоитесь? Поглядите, как растут цветы в поле - не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как любой из них. (Матф.: 28-29).), превращенные в садовые цветы: символ взращивания [духовного] устремления. Эта карта означает божественное побуждение в человеке как отражение Бога, волю в освобождающем союзе с тем, что наверху. Это так же единство индивидуального бытия на всех планах, а в наивысшем значении это мышление в его наиболее сконцентрированной форме. Возвращаясь к тому, что я назвал символом жизни, и его связи с числом 8, можно вспомнить, что христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе как о превращении «в Восьмерицу». Это мистическое число связывают с небесным Иерусалимом, с Землей, текущей молоком и медом, со Святым Духом и Господней Землей. Согласно учению Мартинизма, 8 – это число Христа.
С помощью греческого числового мистицизма это можно объяснить еще и так:
ΘОΘ – числовое значение одного из вариантов написания слова «Тот», сумма букв которого будет равняться 88.
ΙΗΣΟΥΣ - Шесть греческих букв в имени Иисуса при сложении дают сумму равную 888.
Ο ΠΑΡΑΚΛΗΤΟΣ Утешитель, араклет (одно из имен Христа) от др. греч. «παρακλητος» — «призванный» - при сложении дает то же число: 888.
Ο ΘΩΘ - Тот, египетский эквивалент Меркурия, бога Магии, торговли, мудрости, речи, психопомпа, священным числом которого является 8, при записи «Омикрон, Тета, Омега, Тета» дает ту же сумму – 888.
ΛΟΓΟΣ ΕΣΤΙ - Слово Воплощается, при сложении букв греческого алфавита вновь получаем число 888.
Таким образом, многие идеи, связанные с теми функциями, которыми мы привычно наделяем Иисуса Христа, и бога Тота – связаны между собой и отражены единым числовым значением букв слов, которыми именуются и Иисус, и Тот. Вследствие этого мы можем говорить об аналогии этих Сил друг другу, и их единстве через Архетип, как принцип Вселенной, отраженный в Аркане Таро «Маг».
Маг представляет собой воплощение веры в могущество разума и силу позитивного мышления. Это принцип «Я Есть». Маг символизирует собой жизненную энергию сознательного разума, являющуюся ключом ко всякому творчеству и успеху. Наш сотворенный разумом образ – иными словами, то, как мы себя видим, - обладает Магической Силой, ибо его применение порождает наши успехи и неудачи.
Вера в себя, свои силы и талант способна пробудить к жизни сознательную ментальную магию, благодаря которой исполняется пророчество самореализации: мы становимся тем, чем себя вообразили. Чтобы достигнуть этого, следует помнить, что наш сознательный разум способен поддерживать связь со всемогущей энергией Сверхсознательного Разума, посредством которого мы получаем доступ к незримому потенциалу карты Дурак. Как подлинный интеллектуал, Маг не забывает ни об узах, связующих его со Всевышним Творцом всего сущего (на что указывает парящий над его головой символ Бесконечности), ни о взывающем к его вниманию источнике Бесконечного Потенциала.
Его заостренный с обоих концов жезл указывает как вниз, так и вверх, говоря о том, что человек направляет свою энергию, мастерство и дарование долу, к материальному проявлению, и в то же время отчетливо осознает, что его творческая сила черпает энергию из источника, неизмеримо более возвышенного, нежели его собственный ограниченный интеллект.
Карта пронизана атмосферой глубокомыслия. Здесь, так же как и на Аркане Таро «Дурак» - перед нами юноша, но уже куда более зрелый, по сравнению с беззаботным «Дураком». На нем белая роба посвященного, указывающая на чистоту намерений, красная же тога свидетельствует о жажде великих свершений в этом мире, ибо красный цвет – это цвет страсти и желаний. Маг будто бы пылает силой и энергией.
На столе пред ним разложены те же атрибуты, которые «Дурак» нес увязанными в узелке. Жезл означает нашу волю и желания; Чаша – любовь и чувственность; Меч – символизирует наши помыслы и деяния; а Пентакль – нашу физическую плоть и материальные нужды. Кроме того, все эти орудия представляют собой символы четырех стихий – Огня, Воды, Воздуха и Земли, и являются их «корнем», Силой, посредством которой соответствующие Стихии могут быть приведены Магом в повиновение.
Четыре Элементальных Орудия так же связаны с формулой Божественного имени IHVH. Жезл являет собой литеру «Йуд» Тетраграмматона, Чаша – литеру «hэй», Меч – «Вав», и Пентакль – конечную «hэй». Порядок следования букв Тетраграмматона определяет стихийные соответствия двенадцати Знаков Зодиака, и их вторичную стихийную атрибутацию. Кроме этого, посредством формулы IHVH имеют соответствия между собой четыре Придворные Карты, Керубы (Лев, Орел, Человек и Бык), Архангелы Стихий (Рафаэль, Габриэль, Михаэль и Ориэль), четыре Каббалистических Мира: Олам h Ацилут (Йуд), Олам h Бриа, Олам h Йецира, и Олам hа Асиа; и многие иные фундаментальные принципы мироздания. Формула IHVH связана с четырьмя углами Пентаграммы, однако при рассмотрении этого символа следует так же включить литеру «Шин», символизирующую Дух, и осеняющую самый верхний - пятый угол, тогда как буквы Тетраграмматона располагаются по четырем другим углам Пентаграммы. Расположив буквы Тетраграмматона и букву «Шин» на Пентаграмме, и прочитав все буквы всех углов против часовой стрелки, начиная с угла Огня, мы получим Имя «IHShVH», или, «Иешуа». Здесь следует обратить внимание на то, что четыре стихийных орудия на карте Маг лежат перед юношей, а пятое орудие – Дух – он держит в руке, обращенной горе. Хотя, сам Маг так же может рассматриваться как «Дух» по отношению к четырем своим Орудиям. По отношению к этой карте следует рассмотреть Ритуал Изгоняющей Пентаграммы Земли, являвшийся довольно важной частью практики Ордена «Золотой Зари», и, якобы заимствованный у Адептов-Розенкрейцеров французской Школы Оккультизма. Несомненно, упоминание некоторых схожих элементов данной церемонии встречается у Элифаса Леви (каббалистический крест), но большей частью то, о чем писал Элифас Леви, скорей всего относилось к иной церемонии - так называемому «Заклинанию Четырех. В этом заклинании Маг заклинает четыре стихии через их Керубические силы, последовательно приказывая Ангелу, Тельцу, Орлу и Змею именем IHVH, и четырьмя вышеупомянутыми Архангелами.
Так же, согласно теории Герметического Ордена Золотой Зари, четверка была принципом Пирамиды, а Пирамида, и Сфинкс, кстати, так же составлявшийся посредством совмещения частей тела Керубов (Орла, Быка, Льва и Человека) являли собой Ключ к Таинству Естественной Магии.
Считалось, что Тайная Мудрость Египта гласила: «Когда Сфинкс и Пирамида объединятся, ты получишь формулу естественной Магии. Ибо, они суть ключ к мудрости всех времен, и никому не ведомо, с коего момента они ведут свой отсчет времени, ведь в них заключены все священные Тайны, знание Магии и всех богов».
В церемонии тридцать второго пути, ведущего к Степени Теоретика, есть такие слова, произносимые Иереем во время символического странствия посвящаемого: «"И Сфинкс Египетский заговорил и молвил: "Я — слияние Стихийных Сил. И я же — символ Человека. Я — Жизнь. Я — Смерть. Я — Дитя, рожденное Ночью Времени"».
Исходя из всего этого, Аркан Таро «Маг» может нами рассматриваться и как символ Высшего Духовного Логоса, Иисуса или Египетского Тота; и как ключ, и символ Магии, ее полноправный властитель и принцип самого этого искусства.
Маг представляет собой человека, подвизающегося в своем делании с искренним усердием, человека имеющего возможности реализации собственных устремлений и талантов. Его можно уподобить художнику, наделенному не только даром зарождения новых творческих идей, но и умением сочетать талант и практическое мастерство для воплощения замыслов в жизнь.
Сравнивая «Мага» и «Дурака», можно сделать вывод, что «Маг» являет собой следующую ступень эволюции относительно «Дурака»: Маг является прилежным исследователем жизни, он имеет ключ к самовыражению и реализации, однако, его работа на данном этапе состоит в том, что ему следует подтвердить свой выбор, направив все свои усилия, и использовав весь свой талант на достижение подлинного мастерства. Так, мы можем уподобить Аркан Таро «Дурак» человеку Степени «Ученика» Символической Ложи, а Аркан Таро «Маг» - человеку Степени «Подмастерья», поскольку первый является человеком, лишь только ступившим на трудный путь, и находящимся в самом его начале, второй же имеет навыки и знания, и прилежно трудится для достижения цели этого пути.
© Артур Эдвард Уэйт
Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.