Дивинация (физиогномика, хиромантия, геомантия, катоптромантия и др.) — Словарь Гнозиса и Западного Эзотеризма
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Дивинация (физиогномика, хиромантия, геомантия, катоптромантия и др.) — Словарь Гнозиса и Западного Эзотеризма

 Дивинация

 

(физиогномика, хиромантия, геомантия, катоптромантия и др.)


1. Дивинация и классификация Дивинационных Искусств в Средние века. 2. Прогнозирование и Книги Судеб в Средние века (а. Прогнозирование б. Книги Судеб) 3. От XII века до современности: Основные Искусства Дивинации (а. Физиогномика б. Хиромантия в. Геомантия д. Спатуломантия е. Катоптомантия)


Дивинация в общем есть искусство прорицания прошлого, настоящего и будущего посредством различных техник. Согласно Цицерону («De Divinatione»), дивинацию можно подразделить на две основные категории: «естественную» или «интуитивную» дивинацию (divinatio naturalis) и «искусственную», «индуктивную» или «рассудительную» дивинацию (divinatio artificiosa). Согласно Цицерону, откровения, передаваемые богами человеку в состояниях одержимости (furor), а также и определенные виды снов относятся к виду естественной дивинации, в то время как индуктивная или предположительная дивинация, в которой задействуются какие-либо священные «знаки», которые нужно подвергнуть истолкованию, относятся к процедуре, которая требует от предсказателя своего рода «искусности». Несмотря на то, что аспект истолкования священных знаков в скором времени пропал на латинском Западе вместе с распространением Христианства, все-таки разграничение между естественной, интуитивной дивинацией и искусственной, индуктивной дивинацией все еще существовало, и большинство использовавшихся в то время методов дивинации относились именно к последней категории. Следует подчеркнуть, что ни в эпоху Средневековья, ни в дальнейшие периоды истории человечества дивинация не состояла из некоторой учрежденной и последовательной доктрины. Скорее дивинация всегда состояла из собрания «искусств» или техник, некоторые из которых признаны были в конце эпохи Средневековья, и использовались далее, и которые, вероятно, являются наследием классической Античности. Иные же виды дивинации не развивались до периода XII века, когда стали распространяться переводы арабских или, что было гораздо более редким явлением, греческих текстов. Недавние исследования методов дивинации, которые использовались в период эпохи Средневековья, и в особенности тех, которые начали свое развитие начиная с XII века, предоставляют нам достаточно точную картину основных техник, которые в то время использовались. Тем не менее, такое подробное исследование относительно более поздних периодов было бы достаточно затруднительно провести. Поэтому мы сделаем акцент, во-первых, на концепции и классификации искусства дивинации в Средневековье. Затем на методах, которые использовались в поздний период Средневековья. И, наконец, мы расскажем о нескольких техниках, которые с большим или меньшим успехом продолжали использоваться в обществе с XII века по сей день. В данной лекции мы не станем говорить о техниках, которые развивались независимо от искусств дивинации, и в принципе сложно к ним относимы, поскольку скорее их можно отнести к области Магии. К таковым относятся астрология и онейромантия.

 

1. Дивинация и классификация Дивинационных Искусств в Средние века.

 

Средневековая концепция дивинации главным образом основывается на главе из сочинения Исидора Севильского (ок. 560-636), посвященной магам (magi) в его «Этимологии» («Etymologiae», Книга VIII, глава IX, «De magis»). Эта глава, элементы которой встречаются во множестве средневековых трактатов, непосредственным образом связывает дивинацию с магией, и потому ее, вне всяческих сомнений, можно считать повинной в последующей путанице, которая была привнесена в понимание магии и дивинации, а также в их общем осуждении, которое особенно отчетливо проявилось в эпоху Средневековья. Между тем, даже на Церковных Соборах 4, 5 и 6-го веков соблюдалось тщательное разграничение между дивинацией (divinatio) и Магическим Искусством (ars magica).  Например, на Агдском Соборе (506)в дивинационную науку (divinationis scientia) было включено авгурство (auguria), бросание жребиев (sortes) и сны (somnia). Как и во всем сочинении «Этимология», в главе «De magis» не делается никаких усилий по последовательной передаче информации, в ней собраны сведения, почерпанные из сочинений различных древних греческих и латинских авторов: относящихся к позднему периоду Античности, такому как Тертуллиан (ок. 155-220), или к Отцам Церкви, таким как Августин (354-430) и Иероним Стридонский (ок. 342-420). Что касается дивинации, сначала Исидор принимает разграничение, установленное Варроном (116-27 до н.э.) между четырьмя видами дивинации, которые соответствуют используемым в них четырем Элементам: Земле, Воде, Воздуху и Огню. Эти виды дивинации, соответственно, следующие: геомантия (geomantia), гидромантия (hydromantia), аэромантия (aeromantia) и пиромантия (pyromantia).


В следующем фрагменте главы, написанной Исидором, он одновременно заимствует сведения из Августина и Цицерона. Во-первых, он утверждает, что людей, практикующих дивинацию, называют прорицателями (divini), «как если бы они были наполнены Богом» (quasi Deo pleni); ложно приписывая себе связь с божественным, они обманным путем предсказывают будущее. Затем, вторя Цицерону, Исидор приводит два типа дивинации: ars  и furor, давая определения ряду терминов, некоторые из которых относятся к дивинации, другие – к магии, при этом говоря о том, что магические и дивинационные практики относятся к Античности. Исидор говорит о гаруспиках (aruspices; в Древнем Риме: прорицатель, гадавший по внутренностям жертвенных животных), авгурах (augures, auguria; прорицатель в Древнем Риме), ауспиках (auspicia; прорицатель по полёту вещих птиц, их крику и пр. (прежнее специальное название авгуров), пифиях (pythones), астрологах (astrologi, genethliaci, mathematici, horoscopi), и бросателях жребиев (sortilegi). Последний упомянутый термин относится к словарю X века, он применялся к тем, кто предсказывал будущее посредством Книг Судеб. В 7 веке (на Нарбоннском Соборе, 619)  и в 8 веке (на Соборе в 769 году) все эти понятия связывались с терминами «divinatores» и «divini» (т.е. «прорицатели»). Литература, направленная против дивинации, все еще существовала и продолжала развитие свое после того, как на латинском Западе стало известно об арабской астрологии. <…> Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180) в своем сочинении «Policraticus» ничего нового не добавляет к картине, представленной Исидором и, желая избавить людей необразованных от следования языческим культам и их практикам, объявляет действие дивинации результатом демонического посредничества. Гюго Сен-Викторский († 1141) в своем сочинении «Didascalicon» разграничивает колдовство (praestigia и maleficia) и различные искусства дивинации, в частности, он отделяет их от астрологии. Гадание или дивинация (mantice quod sonat divinatio) делится на пять типов, согласно Гюго Сен-Викторскому: некромантия, то есть дивинация посредством душ умерших; геомантия, то есть дивинация посредством земли; гидромантия, или дивинация посредством воды; аэромантия, или дивинация посредством воздуха; и пиромантия, или дивинация посредством огня. <…> В 13 веке Фома Аквинский (1224/5-1274), в том числе в его «Summa theologica», так же разграничивает дивинацию и магию. <…> Уже в 14-15 веках Николя Оресм (ок. 1320-1382) в своей «Le Livre de divinacions» («Книга дивинаций»), написанной примерно в 1356 году, <…> весьма откланяется от этого положения.


Все эти различные классификации, главным образом относящиеся к типам дивинационных искусств, которые использовались в греческой и латинской Античности, включают в себя лишь малую часть тех видов дивинации, которые практиковались в период эпохи Средневековья.


Оставляя в стороне трактаты по астрологии и онейромантии, которые на данный момент не являются предметом нашего рассмотрения, скажем, что дожившие до нашего времени средневековые тексты принадлежат к различным традициям. С одной стороны у нас есть книги по прорицанию, написанные на латыни или же на народных языках, которые относятся к 10-15 веку, и главным образом представлены небольшими текстами, к которым можно также присовокупить несколько Книг Жребиев (Книг Судеб). С другой стороны, имеются трактаты, в которых действительно объясняются методы той или иной техники дивинации, эти тексты написаны на латыни или же, в некоторых случаях, на народном языке. Они относятся к 12 веку и далее. На данный момент можно с точностью установить, что в то время большой распространенностью пользовались такие техники дивинации, как физиогномика, хиромантия, геомантия, а также, до некоторой степени, скапуломантия (гадание по лопаточной кости животного) и катоптромантия (греч. katoptron – зеркало).

 

2. Прорицание и Книги Жребиев в эпоху Средневековья

 

А. Прорицание

 

Существует несколько различных видов прорицания, практически все они простроены по одной и той же модели. Прорицательные рукописи, которые начинаются с пометкой «1 января», наиболее старинная из которых относится к 10 веку, приписываются то Беде Достопочтенному, то Ездре, то, в несколько видоизмененных версиях, (псевдо-) Дионисию Ареопагиту. Эти латинские тексты, переводы которых на французский имеются как в прозе, так и в стихах, содержат в себе сведения относительно каждого дня недели, начиная с Воскресенья и далее. В этих текстах раскрываются различные признаки, по которым можно судить о том, какая погода будет держаться в каждый сезон года, будет ли год урожайным, или нет, какие болезни могут поразить людей и животных, а также какие события общественной важности могут произойти: например, войны или эпидемии.


По тому же самому принципу в латинских и французских манускриптах мы можем найти предсказания на грядущий год, авторство некоторых из которых приписывается Иезекиилю, и которые опираются на день недели, на который в этом году выпадает Рождество. Кроме того, в них содержится приложение, в котором объясняется значение ветров, дующих в Рождественский День, того, что они предвещают.


Также существуют книги предзнаменований на латинском и народном языках, которые опираются на дни лунного календаря. Они делятся на два вида: в таковых текстах первого типа приводятся общие предписания по поводу действий, которые можно предпринимать, или же которых лучше избегать в первый, второй, третий и так далее дни лунного месяца, или же, в дополнении к этим предписаниям, приводятся описания характера и судьбы мужчины или женщины (под двумя отдельными рубриками), рожденных в эти дни. Последнее, однако, более относится к астрологической физиогномике, и не является таким уж типичным для книг предзнаменований.


Другая группа предсказательных текстов, на латыни или же на народных языках, описывает значение грома согласно дню месяца или недели, когда он был услышан, и согласно направлению, откуда он доносился. Эти предсказания главным образом описывают, какие метеорологические явления следует ожидать на следующей неделе или в следующем месяце, а также они должны предсказывать, насколько урожайным выдастся год. Весьма многочисленны тексты, посвященные так называемым «Египетским», или «опасным» дням, во время которых не следует предпринимать те или иные действия. Однако главным образом они имеют отношение к астрологии.

 

Б. Книги Жребиев

 

Из сохранившихся до нашего времени средневековых книг жребиев можно выделить несколько типичных для данного жанра видов текстов. Помимо «sortes sanctorum» или «apostolorum», которые основаны на выбирании по жребию отрывков из Священного Писания и которые в нескольких экземплярах дошли до нас, существовали и иные книги жребиев, или книги судеб, которые работали по тому же самому принципу: ряд основных вопросов (удача в путешествии, избавление от болезни, зачатие или рождение ребенка и т.д.) связывались с ответами, распределенными по рубрикам с различными названиями, в качестве которых могли выступать определенные имена (главным образом арабские), названия цветов или животных. Метод использования этих текстов зачастую был стандартным, и, как правило, он был связан с бросанием костей, посредством чего и определялся ответ на заданный вопрос.  Существовала и иная группа текстов, зачастую достаточно кратких, по своему характеру являвшихся ономантическими, в которых ответ получался посредством сведения воедино числового значения букв, составляющих имя вопрошателя. Затем следовало разделить эту сумму на соответствующее число и найти получившееся в результате числовое значение в одной из предсказательных таблиц. Также следует отметить и сферы медицинской астрологии, приписываемые Пифагору, Петосирису или Апулею, которые происходят из Греции, и стали распространяться на Западе с IX в. от Р.Х.. Предсказательная система, связанная с этими сферами, основывается на числовых значениях. Этот вид трактатов, вероятно, сохранился в форме предсказаний, представленных в альманахах и буклетах, относящихся к так называемой «народной» литературе.


Начиная с XII столетия, помимо этих книг жребиев и предсказаний на Западе стали появляться и иные методы дивинации, чья передача имела отношение к весьма важной традиции, и осуществлялась сначала в рукописном, а затем и в печатном виде.

 

3. С XII века и до современной эпохи: Основные Искусства Дивинации

 

a. Физиогномика

 

Физиогномика относится к сфере дивинации, поскольку посредством нее предсказывается человеческая судьба, что совершается с помощью черт лица, общего осмотра его тела или же линий его ладоней. Хиромантия, вообще говоря, является только лишь подразделом физиогномики, однако трактаты, полностью посвященные этому искусству дивинации, стали распространяться, начиная с эпохи Средневековья. Физиогномика стала развиваться на западе только с XII века, когда западные люди стали познавать греческую и арабскую науку через переводы греческих и арабских трактатов на латинский язык. Таким образом, мы видим, что западная физиогномика проистекает от двух различных традиций: греко-латинской и арабской.


Доподлинно известно, что физиогномика зародилась в Греции, и в первых трактатах, посвященных ей, изобретение физиогномики приписывается Пифагору или Гиппократу. Несмотря на то, что в работах последнего не содержится никаких сведений по физиогномике, все-таки ими доказывается значимость использования физиогномики, поскольку Гиппократ говорил о близкой взаимозависимости, существующей между душой и телом. Первый сохранившийся до наших времен трактат по физиогномике приписывается Аристотелю. Трактаты по физиогномике Локсуса и Полемона из Лаодикеи (II в. н.э.) утеряны. На самом деле, существует арабский перевод трактата Полемона, вероятно, выполненный в начале IX века, однако ни эта версия, ни сокращенная, выполненная еврейским врачом Адамантиусом в Александрии в IV веке, так и не оказались на латинском западе. Единственный трактат, достигший латинского запада, принадлежащий к классической античности, – это трактат Псевдо-Аристотеля, который был переведен непосредственно с греческого языка приблизительно в 1260  году Бартоломеем из Мессины по просьбе короля Манфреда Сицилийского, а также компиляция, выполненная неизвестным автором, приписываемая Апулею, вероятно переведенная с латинского в конце XI века. Согласно как Псевдо-Аристотелю, так и Псевдо-Апулею, процесс вынесения физиогномического суждения основывается на наблюдении за поведением человека, его подобии с некоторым животным, его принадлежности к той или иной нации, полу; затем следует изучить различные части его тела, начиная ногами и заканчивая лицом.


Арабские трактаты являются вторым источником западной физиогномики. Арабы очень рано узнали о трактате Полемона Лаодикийского в переводе, выполненном неизвестным автором. Их физиогномика развивалась в двух направлениях: натуралистическая традиция, которая была связана с медицинскими изысканиями, – она описывается в «Secretum secretorum» (лат. «Тайне тайн»), а также ей посвящена часть «Liber Almansoris» (Kitâb al-firâsa) Разиза. Второе направление – это астрологическая физиогномика, которая по большей своей части представлена в трактатах по астрологии. Разиз посвятил вторую книгу своей «Liber Almansoris» изучению различных темпераментов и их знаков. В переводе на латинский язык, выполненном Герардом Кремонским (1114-1187) в 1187 году, эта книга содержит в себе 58 глав.


После разъяснений о том, как узнать о темпераменте по цвету и форме лица, отдельных членах тела, Разиз рассказывает о характеризующих физических знаках различных темпераментов, перечисляет знаки различных членов тела и приводит портреты нескольких отдельно взятых людей. В «Secretum secretorum» (книга, также известная под названием «Письмо к Александру») – это компиляция на арабском языке, вероятно, достаточно поздняя (примерно XI-XII века), которая существует как в сжатом, так и в более развернутом виде. Только в расширенной версии, переведенной на латынь Филиппом Трипольским в начале XIII века, содержится раздел о физиогномике. Эта работа была отредактирована и прокомментирована примерно в 1257-1267 годах Роджером Бэконом, в Средние века ее приписывали Аристотелю, вероятно, благодаря Альберту Великому. Раздел, посвященный физиогномике в этой книге, ощутил на себе влияние как Полемона, так и Разиза. Здесь сказано, что целью физиогномики является не поиск приобретенных характеристик, а получение представления о естественных склонностях. Автор рассматривает внешний вид человека в целом и изучает знаки различных частей лица и тела. Кроме того, в большинстве арабских астрологических трактатов, таких как трактат Хали Аберагела или Авраама ибн Езры, представлена астрологическая физиогномика: физические и моральные типы людей, которым дается описание, соотносятся с планетами и со знаками зодиака.


Оригинальные разработки в сфере физиогномики, относящиеся к латинскому Средневековью, опираются главным образом на четыре трактата: трактат Псевдо-Апулея, Псевдо-Аристотеля, Разиза, а также на «Тайну тайн». Однако были и две работы, которые предшествовали их латинским переводам: это книга Жилля де Корбела, врача Филиппа Августа, а также Михаэля Скота, чья «Liber phisonomie» («Книга физиогномики»), вероятно, происходит от греческой традиции через арабские источники. Самыми поразительными трактатами, посвященными этим вопросам, являются трактат Альберта Великого и, прежде всего, Пьетро д’Абано, законченного к 1295 году, в котором впервые латинская традиция физиогномики была связана с астрологией. Однако нам также следует упомянуть и Микеле Савонаролу, который написал «Speculum physionomiae» (лат. «Зерцало Физиогномики») примерно в 1450 году вместе с предисловием. В этой своей книге он приводит также анатомическое описание различных частей тела.


Успех физиогномики и далее не сошел на нет. Физиогномика была в особенности популярна в период с начала XVI века и до второй трети XVII века, а также с 1780-х годов до XIX столетия. Работа Бартоломея Коклса (Bartholomaeus Cocles) под названием «Chyromantiae ac physionomie Anastasis» («Пробуждение хиромантии и физиогномики»), опубликованная на латинском языке в Болонье в 1504 году, была переведена на итальянский язык в 1531, а на немецкий, французский и английский – в 1550-м. Книга Джованни Баттисты делла Порты (1538-1615) под названием «De humana physiognomia» (лат. «О физиогномике человека»), опубликованная на латинском языке в 1586 году, была переведена на французский в 1655 и переиздана под названием «De la phisionomie humaine» в 1665. Она примечательна тем, что весьма объемна и весьма наполнена по содержанию, и по этой причине в XVI-м веке эта книга была весьма популярна. Принципом, на который полагалась физиогномика в XVI столетии, являлась аналогия между человеческим микрокосмом и макрокосмом, хотя в последние годы XVI века произошло значительное отдаление физиогномики от астрологии после папской буллы «Caeli et terrae creator» Сикста V (1520-1590), которая была выпущена в 1586 и осуждала искусства дивинации.


Натуралистическая традиция, происходящая от Аристотеля, далее наверстала традицию астрологическую и дивинационную. Эта новая тенденция прекрасно была проиллюстрирована в 1660 году в трактате врача Луи XIV – Мартином Куро де ла Шамбре (Martin Cureau de la Chambre) (1596-1669) под названием «L’Art de connoistre les hommes» («Искусство узнавать людей»), в котором не содержится ни единого намека на астрологию. Однако главным событием в истории физиогномики в течение XVII века стало появление «Conférences sur l’expression des passions» (фр. «Лекции о выражении страстей»), ряда лекций, читанных художником Шарлем ле Бруном (1619- 1690) в Королевской Академии Живописи и Скульптуры. Ле Брун более не считал, что лицо является зеркалом, отражающим душу, однако рассматривал его в качестве физического выражения страстей. Физиогномика стала переживать свой спад в XVIII веке, несмотря на успех, который снискала книга «Lettres philosophiques sur les physionomies» (фр. «Философские письма о физиогномике»), опубликованная в 1746, в которой был совершен отказ от сравнительной или зооморфической физиогномики. Физиогномика возродилась в конце данного столетия благодаря Иоганну Каспару Лафатеру (1741- 1801), который написал четырехтомник «Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe («Фрагменты физиогномики ради углубления познаний и любви к человеку»). Эта книга была опубликована в период между 1775 и 1778 годами, переведена она была на французский язык под названием «Essais sur la physiognomie destinés à faire connaître l’homme et à le faire aimer». По всей Европе данный труд был встречен неоднозначно: и радушно, и с враждебностью. В четырехтомнике Лафатера суммируются все направления и вся история физиогномики, и потому данная работа остается справочником в данной области знаний.

 

b. Хиромантия

 

Цель хиромантии – предсказание будущего или дивинация, направленная на узнавание характера человека посредством изучения ладони его руки, и, в частности, линий ладони. Хотя данная техника, вероятно, обладает древним происхождением, греческим или латинским, согласно нескольким ссылкам на тексты, приписываемые Артемидору, Поллуксу или Свиде (суде), ни одного древнего трактата о хиромантии на греческом языке так и не сохранилось. Единственный известный трактат на греческом языке появился в двух рукописях, которые относятся примерно к XIII-XV веку. На латинском западе хиромантия не появлялась до середины XII века. Иоанн Солсберийский в своем труде «Поликратик» называет хиромантию новой формой дивинации. Хотя оправдания хиромантии ссылаются на Библию (Иов 37:7: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его»), источники, на которые она опирается, – арабские, в частности – краткая работа Разиза под названием «Знание линий руки».


Хиромантия представлена в нескольких средневековых трактатах по физиогномике, однако ее описания присутствуют и в книгах, посвященных исключительно ей. Два из таковых трактатов, приписываемых Аристотелю, были напечатаны в Ульме уже в 1490 году. Два других трактата подписаны именем Альберта Великого; также существует несколько анонимных работ, наличие которых доказывает, что данная практика искусства дивинации являлась довольно распространенной. В этих трактатах говорится только о трех главных линиях руки (линия жизни, срединная линия и месячная линия) или же о четырех (то есть, об уже названных и об основании треугольника), или же о четырех линиях и «месяцах», которые их разделяют. Большинство этих текстов весьма кратки и техничны, в них приводится детальное изучение различных линий руки, углов, между ними формируемых, а также буграми. Ряд соответствий, установленных между членами тела и линиями руки, позволяют делать множество интерпретаций. Интерпретация в особенности затруднилась к концу XIV века, когда в данную сферу были введены астрологические соответствия (подобно тому, как присутствовали они в физиогномике), согласно которым соотносились части руки с планетами. В некоторых текстах размещены возможные портреты людей с целью демонстрации важности соответствий между линиями и определенными планетами.


В течение XVI и XVII веков хиромантия всегда связывалась с физиогномикой. Это верно, например, для трактата Бартоломея Коклса «Chryomantiae ac physionomie Anastasis cum approbatione magistri Alexandri de Achillinis», опубликованного в Болонье в 1504 году, а также для трактата Иоанна Индагина (John of Indagine) «Introductiones apotelesmaticae in chyromantiam, physiognomiam, astrologiam naturalem, complexiones hominum naturas planetarum» (лат. «Астрологическое введение в хиромантию, физиогномику, естественную астрологию, комплекцию человека и планетарную природу»), который впервые был опубликован на латинском языке в Страсбурге в 1522 и часто переиздавался. Данная работа появилась на французском языке в 1662 году («La Chiromancie et physiognomie par le regard des  membres de l’homme») под авторством Жана де Гайна (Jean de Hayn). То же самое верно и для трактата Жана Бебо (Jean Bebot), опубликованного в Париже в 1619 году под названием «Instruction familière et très facile pour apprendre les sciences de chiromancie et physiognomie» («Известное и очень простое введение в изучение наук хиромантии и физиогномики»), а также для книги Мартина Куро де ла Шамбре «L’Art de connoistre les hommes», опубликованной в Амстердаме в 1660 году. Однако книга Каро стала последним трактатом данного вида, в котором проводилась связь между физиогномикой, метопоскопией (изучением головы) и хиромантией, пока не появилась книга Лафатера «Physiognomische Fragmente», в которой хиромантия с совершенной определенностью отделена была от физиогномики. И, несмотря на это, хиромантия все равно была широко распространена, и до сих пор она значится в ряду наиболее популярных методов дивинации.

c. Геомантия


Геомантия – это техника дивинации, которая на западе была представлена в ряду четырех типов дивинации, которые Варрон наименовал согласно четырем элементам. На латинском западе геомантия появилась в XII веке благодаря передаче арабских работ. Целью этой геомантии, не в пример геомантии античной, которая истолковывалась  как «движения» земли, например, землетрясения и извержения вулканов, было узнавание прошлого, настоящего и будущего посредством интерпретации «вопроса», составленного из домов, в которых помещались «фигуры», сформированные сочетанием парных и непарных отметок в четырех колонках, причем в каждой из фигур содержится от четырех до восьми точек. Эти фигуры первоначально чертились на песке или земле посредством точек, набросанных в произвольном порядке пальцем или палкой. Позже для того же стали применять бумагу, перо и чернила. Итак, есть восемь пар дополнительных или противоположных фигур: Via/Populus, Conjunctio/Carcer, Fortuna Major/Fortuna Minor, Acquisicio/Amissio, Laeticia/ Tristicia, Puer/Puella, Albus/Rubeus, Caput/Cauda. Каждой фигуре и каждому дому приписываются определенные качества, свойства и значения. Первые двенадцать геомантических домов были ассимилированы астрологическими домами и приобрели значение тождественное им. Только последние четыре дома обладают непосредственно геомантическими значениями, они были названы соответственно домами свидетелей, судьи или судьи верховного. В геомантических трактатах предсказания, отвечающие на заданный вопрос, главным образом сгруппированы в домах, которые относятся к данной теме. Предсказания совершаются на основании комбинации соответствующих свойств и значений фигур и домов.


Первые трактаты на латинском языке представляли собой переводы арабских текстов, однако весьма вероятно, что арабские их подлинники были утеряны. Наиболее старинным арабским текстом по геомантии, сохранившимся до наших времен, является трактат Абу Абдаллаха аз-Занати (Abû Abdallâh az-Zanâti). Эта работа была процитирована в XIV веке Халдуном (Khaldûn) в его работе «Prolegomena» XIV века. Вероятно, сама она относится к XII или XIII веку. Она по сей день используется в странах Магриба и Черной Африки, а также на Мадагаскаре. Также традиция арабской геомантии присутствует в еврейских, или, скорее, арабских трактатах, сохранившихся исключительно в их переводе на иврит. Эти средневековые работы, вероятно, стали результатом трудов еврейского общества, поселившегося в Испании, и в особенности в Толедо. Таким образом, евреи, вероятно, сыграли свою роль в передаче арабской геомантии латинскому миру. Арабская геомантия равным образом могла появиться и благодаря развитию геомантии в Византийской империи в XIII веке, хотя в работе Николая Отранто (Nicholas of Otranto), например, очень много есть перенятого из первого латинского трактата по геомантии, который принадлежит Гуго Сантальскому. Первые трактаты по геомантии на латинском языке – «Ars geomancie» (лат. «Искусство Геомантии») Гуго Сантальского и трактат, известный под своим инципитом «Estimaverunt Indi», авторство которого в некоторых манускриптах приписывается Герарду Кремонскому, – относятся к XII веку и известны как переводы с арабских текстов. В них уже объясняются основы геомантической техники в том виде, в котором она использовалась на Западе: набрасывание точек, формирование «темы», значение фигур и домов, элементы интерпретации, примеры разрешения геомантических вопросов. Астрология, тесно связанная с геомантией, также уже присутствовала на тот момент: фигуры соотносятся с планетами и знаками зодиака, значение первых двенадцати геомантических домов тождественны значениям астрологических домов; геоманту надлежит истолковывать аспекты, формируемые фигурами. В дальнейших средневековых трактатах, написанных Герардом Кремонским, Бартоломеем Пармским (Bartholomew of Parma), Уильямом Мербеком (William of Moerbeke), Иоганном Мурским (John of Murs), а также Роландоусом Скрипторисом (Rolandus Scriptoris) описываются уже несколько отличные техники, хотя при этом видно, что роль астрологии становится еще более значимой. Большинство из этих латинских трактатов были переведены на народные языки, этот процесс начался с XIV столетия. Они были переведены на немецкий, французский, провансальский, английский и итальянский языки. Сохранившиеся средневековые библиотеки свидетельствуют о немалом количестве трактатов по геомантии на народных языках, что доказывает распространенной этой техники дивинации за пределами ограниченных кругов ученых людей. Несколько оригинальных трактатов появились уже в XVI веке, и даже позже. В качестве примера приведем трактат Кристофа де Каттана (Christophe de Cattan) на французском языке, трактат Бартоломея Коклса на итальянском языке, труд Генриха Корнелиуса Агриппы, а также Роберта Фладда. Однако в конечном счете геомантия стала не более, чем любопытной техникой для эрудированных людей.


Помимо уже перечисленных искусств дивинации, которые являются в этом смысле основными и главным образом относятся к письменной традиции, можно упомянуть также некоторые иные методы дивинации, о практике которых остались лишь немногочисленные упоминания, и степень важности которых зачастую очень сложно оценить. Помимо спатуломантии и катоптромантии, о которых будет сказано далее, в качестве примеров приведем онихомантию (дивинацию по ногтям), кристалломантию и пиромантию.

 

d. Спатуломантия


Спатуломантия (от лат. «spatula»- лопатка) – это техника дивинации, основанная на интерпретации «знаков» (линий, отметин, углублений и т.д.) на правой лопатке овцы. Использование этой техники подтверждается исследованиями во множестве культурных сфер, относящихся к различных эпохам. На латинском западе первый известный трактат, посвященный этому вопросу, был написан на арабском языке в Испании, а затем переведен на латынь в первой половине XII века. Существует четыре различных трактата на латыни, два из которых были переведены Гуго Сантильским, посвятившим их до 1151 года Михаилу, Епископу Тарасонскому, после чего эта новая техника распространилась по всей Европе, однако использование ее не привело к возникновению большого количества литературы на этот счет.

e. Катоптромантия


Катоптромантия, или дивинация посредством зеркала, вероятно, появилась в Греции уже в VI столетии до Р.Х. и после распространилась на Востоке и Западе. А. Делатте различает две основные формы катоптромантии. В первой «не производится обращения ни к каким сверхъестественным силам, необходимо использовать просто магическое свойство, которым наделены отражающие поверхности, помогающие способности воображения». Люди, сокрытые вещи или события, о которых хочет узнать человек, появляются в зеркале пред его глазами, пред глазами его советчика или же третьего лица, называемого медиумом. Вторая форма катоптромантии «предоставляет откровение посредством знаков или слов, передаваемых сверхестественными существами, – богами, ангелами или демонами, – чье проявление в зеркале вызывается посредством магических или религиозных ритуалов». Именно эта вторая форма стала развиваться в Средневековье, а также в дальнейшем, однако, как кажется, практика эта не привела к появлению множества трактатов, посвященных этому вопросу. Эта практика упоминалась и осуждалась уже в XII столетии Иоанном Солсберийским в его «Поликрате». Затем вновь эту практику осудил Иоанн XXII (Папа Римский 1316 – 1334) в 1318 году, а также примерно в 1326-1328 годах. После она была осуждена на теологическом факультете в Париже в 1398 году, а также Папой Сикстом V в 1586 году в его булле «Caeli et terrae creator». Хотя Ронсард (Ronsard) упоминает о дивинации посредством зеркала в своих «Гимнах», вероятно, начиная с XVI века, она по большей части была заменена на дивинацию посредством кристальной сферы.
Несмотря на то, что мы можем составить более или менее представительный отчет о письменной традиции искусств дивинации, в данный момент кажется достаточно затруднительным определить, какие именно из техник дивинации в действительности использовались на практике, так как Церковь с ее осуждениями, без сомнения, вынуждала «дивинаторов» скрывать, или, по крайней мере, хранить молчание об их деятельности в этой области.

 



Источники: Mirella Brini-Savorelli, “Un manuale di geomanzia presentato da Bernardo Silvestre da Tours (XII secolo): l’Experimentarius”, Rivista critica di storia della filosofia 14 (1959), 283-343 ♦Therese Charmasson, Lectura geomantiae, in: Hermetis Trimegisti astrologica et divinatoria (Corpus christianorum, Continuatio medievalis, CXLIV, C, Hermes latinus, IV: 4), Tournai: Brepols, 2001, 349-397 ♦R.A. Pack, “A Pseudo-Aristotelian Chiromancy”, Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age 36 (1969), 189-241 ♦idem, “Pseudo-Aristoteles chiromantia”, Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age 39 (1972), 289-320 ♦idem, “Auctoris incerti physiognomia libellus”, Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age 41 (1974), 113-138 ♦idem, “Almadel auctor pseudonymous, Definitate sex scientiarum”, Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age 42 (1975), 147-181 ♦R.A. Pack & R. Hamilton, “Rodericus de Majoricis, Tractatus chiromancie”, Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age 38 (1971), 271-305. Charles Burnett, Magic and Divination in the Middle Ages: Texts and Techniques in the Islamic and Christian Worlds (Variorum Collected Studies Series CS557), Aldershot, Burlington, Singapore, Sydney: Ashgate, 1996 ♦Therese Charmasson, Recherches sur une technique divinatoire: La geomancie dans l’Occident medieval, Paris, Geneva: Droz, Champion, 1980 ♦idem, “L’astronomie, la cosmologie, l’astrologie et les sciences divinatoires”, in: Daniel Poirion (ed.), La litterature francaise aux XIVe et XVe siecles, t. I Partie historique (Grundriss der Romanischen Literaturen des Mittelalters, VIII, 1), Heidelberg: Carl Winter Universitatsverlag, 1988, 320-335 ♦Jean-Jacques Courtine & Claudine Hauroche, Histoire du visage: exprimer et taire ses emotions, XVIe-debut XIXe siecle, Paris: Rivages, 1988 ♦Armand Delatte, La catoptromancie grecque et ses derives (Bibliotheque de la faculte de philosophie et lettres de l’universite de Liege 48), Paris, Liege: Droz, 1932 ♦Anne Denieul-Cormier, La tres ancienne physiognomie et Michel Savonarole, Paris, 1956 (extract of La Biologie medievale 14, 1956) ♦Divination et controverse religieuse en France au XVIe siecle: Colloque du Centre V.-L. Saunier, Paris, 13 mars 1986 (Collection de l’Ecole normale superieure de jeunes filles 35, Centre V.-L. Saunier 4), Paris: Ecole normale superieure de jeunes filles, 1987 ♦Toufic Fahd, La divination arabe, Leiden: E.J. Brill,1966 ♦Stuart Jenks, “Astrometeorology in the MiddleAges”, Isis 74 (1983), 185-210 ♦Richard Kieckhefer,Magic in the Middle Ages (Cambridge Medieval Textbooks),Cambridge: Cambridge University Press, 1989♦Melissa Percival, The Appearance of Character:Physiognomy and Facial Expression in Eighteenth- Century France (Modern Humanities Research Association:Texts and Dissertations 47), London: W.S. Maney & Son, 1999 ♦Lynn Thorndike, “Chiromancyin Medieval Latin Manuscripts”, Speculum 40 (1965),674-706. ♦idem, A History of Magic and ExperimentalScience, vol. 1, 2nd ed., New York: The MacmillanCompany, 1929; vol. 2, 6th ed., New York: ColumbiaUniversity Press, 1964; vols. 3-4, New York: ColumbiaUniversity Press, 1934 ♦Jan R. Veenstra, Magic and Divination at the Courts of Burgundy and France: Text and Context of Laurent Pignon’s Contre les devineurs (1411) (Brill’s Studies in Intellectual History, 83), Leiden, New York, Koln: E.J. Brill, 1998.

 Из материалов «Оккультного Колледжа»
Статья из «Словаря Гнозиса и Западного Эзотеризма»

Перевод ©  Eric Midnight, 2013 год.


Back to Top