Жозеф Пеладан и Тулузские Розенкрейцеры — Арно д’Эстуаль
Жозеф Пеладан и Тулузские Розенкрейцеры
Жозеф Пеладан был посвящен в Розенкрейцерство своим братом Адрианом (1844-1885), одним из ведущих гомеопатов во Франции. Адриан Пеладан получил Посвящение от «члена последней ветви Тулузского Ордена».
Действительно, в своем труде под названием «Как стать Магом», опубликованном в 1892 году, Sâr Merodack утверждал, что обладал Тамплиерским Посвящением от своего отца и Розенкрейцерским Посвящением от своего брата:
«От своего отца, рыцаря Адриана Пеладана, Посвященного в 1840-м году в нео-тамплиерство Жену и Лурдуе, - который пятьдесят лет поддерживал пером своим Церковь, будучи противником безбожников, отстаивая Короля перед нечестивцами, – я являюсь последователем Гюго де Пейна. От моего брата, доктора Адриана Пеладана, который, вместе с Симоном Бругалем, был последним представителем так называемого Тулузского Розенкрейцерского Ордена, членами которого являлись также Аро (Aroux),
д’Ориенс и виконт де Лапасс, я обладаю Розенкрейцерской преемственностью».
Следовательно, он ссылается именно на Тулузских Розенкрейцеров. Об этом он говорит вновь в своей книге под названием «Как стать художником», написанной в 1894 году, произнося памятную речь в честь Фирмена Буассина (Симона Бругаля), в которой он утверждается, что Фирмен был «Командором Розенкрейцерского Храма, Приором Тулузы и Настоятелем Совета Четырнадцати, коий умер в лоне Церкви».
Он добавляет: «Мы потеряли нашего Настоятеля; Он был посвящен, посредством акколады, в члены последней ветви Тулузского Ордена. В 1858 году он принял в Розенкрейцеры нашего брата Адриана Пеладана, и после смерти просвещенного доктора мы законно стали Великим Мастером сего Ордена, который мы вновь возвратили к жизни».
Тулузский Розенкрейцерский Орден появился в 1850 году, в него была включена древняя и аутентичная эзотерическая традиция южной части Франции, которая восходит к эпохе Средневековья.
Некоторые официальные научные общества Тулузы были пропитаны Герметизмом. Например, Общество, поддерживавшее Гая Савуара, основанное в 1323 году, утверждало, что ему покровительствует мифическая Изаура Милосердная. От этого Общества произошли Академия Цветочных Игр (занимавшаяся поэзией) и Археологическое Общество юга Франции.
В XVII-м столетии прославленный алхимик и врач-спагирик Пьер-Жан Фабре (1588-1658), учившийся у немецких «философов» во Франкфурте-на-Майне, жил в Кательнодари. Также, в XVIII-м веке появилось несколько тайных Обществ, среди которых было и «Общество Просвященных Авиньонцев» Дома Пернети (1716-1801), Ложи Шотландского Философского Устава и Изначального Устава Нарбонны (в которые были включены и четыре Розенкрейцерских капитула). Для данных обществ изучение Алхимии являлось вопросом первостепенной важности. Наконец, Мартинес де Паскуалли в 1760-м году и Луи-Клод де Сен-Мартен в 1775 году, учредили в Тулузе Ложи Избранных Коэнов. В первом десятилетии XIX-го века в Тулузе была представлена также изначальная лангедокская герметическая традиция. Такие эрудиты, как полковник Дюпюи и Дюмеж, оба бывшие членами Археологического Общества юга Франции, были Посвящены в Масонство Оккультного характера, которые также занимались Герметизмом. Другие Масонские кружки, такие как Капитул «Невестки Виолы» или Ложи «Мудрость», также обратились к Эзотерическим исканиям.
Виконт Луи-Шарль Эдуард де Лапасс родился в Тулузе в 1792 году, именно он считается основателем Розенкрейцерского Тулузского Ордена. Он был дипломатом, исполнял посольские поручение во времена Реставрации. Он выступал против Луи-Филиппа, в период с 1832 по 1842 год сотрудничал с различными легитимистскими журналами и был приближенным барона Лурдуе и аббата Жену. Он возвратился на свою родину в 1846 году, и совершенно предался своему первоначальному призванию – алхимическим изысканиям и медицинскому применению Алхимии. Практикуя медицину, он снискал славу, поскольку многие его пациенты выздоравливали, принимая «питьевое золото», и, кроме того, Лапасс безвозмездно лечил бедных людей. Вероятно, он получил некоторые тайные знания в Германии, в стране, где жил он во время своих дипломатических занятий.
Но именно на юге Италии, в Неаполе, он углубил свои познания в Тайных Науках. Там он встретился с Принцем Бальбиани Палермским, вероятно, бывшим учеником Калиостро. Именно он, предположительно, посвятил его в Розенкрейцерство и передал ему тайну Эликсира Жизни. Присутствуя на вечере у графини д’Альбане в 1839 году, где присутствовали, вместе с тем, Шарль Нодье, барон Брис де Борегард, сыновья Жака Казотта, виконт де Лапасс имел большой успех, объясняя на этом собрании оккультные концепции, пользу от восприятия «Божественной сущности Братьев-Розенкрейцеров», и, кроме того, он представил обществу хрустальный флакон, наполненный Эликсиром Жизни. Согласно Фирмену Буассину, «виконт никогда не пренебрегал возможностью реабилитировать Розенкрейцерство» и, прежде всего, его «считали последним членом прославленного Братства». Он основал свой Тулузский Розенкрейцерский Орден в 1850-м году, но передавал Посвящение лишь небольшому количеству людей, живших как в Тулузе, так и в Париже. Он был весьма сдержан относительно передачи сведений касательно своего Ордена. Организаций данного Ордена, вероятно, носила относительно неофициальный характер, но он, вероятно, продолжал существовать до 1867 года. В действительности, деятельность членов Тулузского Розенкрейцерского Ордена не заключалась в периодических собраниях в Храме, с Ритуальными Церемониями, с получением новых Степеней. Члены Братства работали индивидуально и действительно занимались практикой. Они должны были применять свои медицинские познания бесплатно. Лапасс опубликовал в 1845-м году свое сочинение «Размышления о человеческой жизни и о средствах продолжить срок ее», а в 1860-м году – работу под названием «Эссе о продлении жизни».
Среди членов Ордена был Фердинанд Руже, Тулузский оккультист; Эжен Аро (1793-1859), знаменитый автор сочинения под названием «Данте: еретик, революционер и социалист», опубликованного в 1854 году; Аркад д’Ориент Виаль (1790-1877), загадочный и малоизвестный персонаж, не смотря на то, что его рукописи обладают поистине удивительным характером. Затем появились Фирмен де Буассин и братья Пеладан. Если бы в данном Ордене была должность Великого Мастера, в таком случае порядок наследования был бы таким: виконт де Лапасс, Аркад д’Ориент Виаль, доктор Адриан Пеладан и Жозеф Пеладан. Уточним, что брат Sâr’а Merodack'а был посвящен, вероятно, в 1878 году, поскольку дата «1858 год», указанная автором «Наивысшего порока», как представляется, ошибочна, поскольку в этом году Адриану было четырнадцать лет.
Отметим, что аббат Лакурия и кавалер де Паравей (de Paravey), которыми восхищались братья Пеладан в юности, также могли быть Адептами данного общества. Помимо всех вышеназванных, у виконта де Лапасса были еще двое первостепенных учеников, с которыми он занимался Оперативной Алхимией: его друг Тексеро де Лессери (Texereau de Lesserie) и его племянник доктор Луи-Анутан де Монесклю-Лабульбэн (Louis-Antoine de Montesquiou-Laboulbène). В данном Братстве было совсем не много человек, причем двенадцать постоянных его членов, всегда живших в уединении, не работали вместе в некотором формально кружке. Вероятно, постоянных членов Братства было четырнадцать, если мы примем в расчет упоминания Пеладана о «Совете Четырнадцати». Это Братство называлось Тулузским Розенкрейцерским Орденом всеми, кто состоял в нем, и они не скрывали католической направленности Братства, что мы можем видеть на примере того, как, предположительно, Фирмен Буассин подписал одну из своих статей словами «Католический Розенкрейцерский Орден» (Un Rose†Croix catholique).
И все-таки, о Братстве у нас имеется совсем не много сведений, за исключением тех, что были переданы теми несколькими его членами, о коих мы упоминали выше. Известно, что они были сильно увлечены Алхимией, а также медициной, и превозносили помощь обездоленным.
Между тем, Духовные воззрения Тулузских Розенкрейцеров на доктрины Католической Церкви носили весьма двойственный характер. Идеальным политическим строем для них является роялизм, они абсолютно преданы Католической Церкви, но они считают необходимым укрепить учреждение Церкви, являющейся носительницей Традиции и проводником Божественного Порядка, Эзотерическим Гностицизмом… Эти амбивалентные духовные воззрения вполне отражают взгляды самого Пеладана, который всю свою жизнь пытался объединить Оккультизм и католицизм.
Пеладан делал некоторые аллюзии на Розенкрейцеров Тулузы в нескольких своих трудах, а именно в сочинении под названием «Последний из Бурбонов» («Le dernier Bourbon») и «Наивысшая добродетель» («La Vertu suprême»). Кроме того, в доказательство существования связи между Тулузскими Розенкрейцерами и Орденом, созданным Sâr’ом Merodack'ом, он также был назван Католическим Розенкрейцерским Орденом. Отметим, не намереваясь, однако, найти некоторую прямую преемственность и связь, что именно в Тулузе Харви Спенсер Льюис получил свое посвящение в 1909 году, и учредил на основе данного посвящения Древний Мистический Орден Розы†Креста (l’Ancien et Mystique Ordre de la Rose†Croix (A.M.O.R.C)), организацию, чьи отделения распространятся по всему миру.
В 1885 году, после внезапной кончины его брата, Фирмен Буассин должен был заниматься поддержанием и восстановлением Ордена. Буассин являлся одним из наиболее значимых членов Ордена. Он родился 17 декабря 1835 года, в Вернон-ле-Жуаёз, что в Ардеше, в крестьянской семье. Он был преподавателем литературы и написал десять различных трудов, в числе которых сочинение под названием «Видения Просвещенных» (1869). Он опубликовал также несколько книг и статей под псевдонимом «Симон Бругал». Он посещал парижские литературные кружки (один из которых принадлежал Барбе д'Оревильи), являясь членом Академии Цветочных Игр в Тулузе. В 1871 году он стал главным редактором «Тулузского Вестника», монархистской и католической газеты, и оставался на данной должности до 13 июля 1893 года, то есть до скончания своих дней. Sâr Merodack говорил о Буассине как о человеке, «получившим Посвящение в последней ветви Розенкрейцерского Ордена посредством акколады». Буассин был Командором Розенкрейцерского Храма, Тулузским Приором и Настоятелем Совета Четырнадцати (а не Великим Мастером), согласно Жозефу Пеладану, и, вероятно, именно он был Посвятителем братьев Пеладан, а также и, вероятно, Станисласа де Гуайты, с которым он вел корреспонденцию.
Станислас де Гуайта, бывший ответственным за возобновление деятельности Ордена, ввел в его структуру должность Великого Мастера. Молодой маркиз писал в то время, что «древний Орден Розенкрейцеров едва не угас три года тому назад, однако двое непосредственных наследника величественной традиции решили восстановить его, укрепив на новом основании: был восстановлен оккультный Совет Двенадцати; незамедлительно в Ордене появились его представители Второй Степени. Наконец был создан внешний круг, который поддерживал в Ордене жизнь, и она циркулировала по всему мистическому омоложенному организму его». Таким образом, будучи перенесен из Тулузы в Париж, в период с 1885 по 1888 годы обновленный Розенкрейцерский Орден перерождается в Каббалистическом Ордене Розы†Креста (l’Ordre Kabbalistique de la Rose†Croix).
Однако Sâr’у Merodack’у, католическому эстету, виделось, что Орден принимает все более и более антиклерикальное направление, что в нем чересчур становится выраженным тяготение к практическому оккультизму. Кроме того, Пеладан, вероятно, сожалел о том, что ему не суждено стать Великим Мастером Ордена. Все это привело его к расколу и созданию собственного Розенкрейцерского Ордена, а также к «войне двух роз» («guerre des deux roses»).
Арно д’Эстуаль «Жозеф Пеладан и Розенкрейцеры», 2011 год
перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2012 год