«Иерофант», — Артур Эдвард Уэйт
Иерофант
Вау = Телец
Оригинальный текст Уэйта
На нем тройная корона, а сам он восседает меж двух колонн, но это не колонны того Храма, который охраняет Верховная Жрица. В левой руке у него скипетр, заканчивающийся тройным крестом, правой же рукой он подает хорошо известный церковный знак, называемый знаком эзотеризма, который проводит различие между проявленной и сокрытой частями учения. В этой связи примечательно, что Верховная Жрица не делает никаких знаков. У его ног [лежат] скрещенные ключи, а перед ним преклоняют колени двое священнослужителей в стихарях. Обычно его именуют Папой, что есть лишь частное проявление более общей функции, которую он символизирует. Он - правящая сила внешней религии, в то время как Верховная Жрица прежде всего олицетворяет эзотерическую, отстраненную власть. К плачевным искажениям истинных значений приложили руку практически все основатели. Великий Восток правильно говорит, что Иерофант - это отпущение грехов {букв. «сила ключей» (power of keys) - католический термин, восходящий к Матф. 16:19: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».}, экзотерическое ортодоксальное учение и внешняя сторона жизни, ведущая к этому учению. Но он, несомненно, не «князь оккультного учения», как предположил другой комментатор {Кристиан, 1870}. Он скорее summa totius teologiae {общая сумма теологии, лат.}, перешедшая в крайне закостенелую форму; но он также символизирует все, что правильно и священно на проявленной стороне. Как таковой, он есть проводник благодати, принадлежащий миру [человеческих] установлений, в отличии от мира Природы, а также вождь на пути спасения для человечества в целом. Это [олицетворение] порядка и глава признанной иерархии, каковая является отражением другого, высшего иерархического порядка; но может случится и так, что первосвященник забудет о значении этого своего символического статуса и начнет поступать так, словно в нем самом содержится все то, что означает его жест или объявляет его символ. Он не философия, как [ошибочно] полагали, - разве что в богословском смысле; он не вдохновение и он - не религия, хотя он - один из способов ее выражения.
В величественной позе церковного иерарха восседает Иерофант. Он символизирует передачу традиционных учений. Здесь нашему взору вновь предстает завеса, которую предстоит раскрыть. Проще всего было бы принять это карту такой, как она есть, не вникая в ее глубинное значение. Однако Иерофант в равной мере указывает и на обитающего в нашей душе учителя, на то внутреннее вдохновенное чувство или наставление, осеняющее время от времени каждого из нас, когда в смятенной душе воцаряется покой и приходит умение слушать и внимать.
Одежды Иерофанта горят красно-оранжевыми тонами, присущими Тельцу. Сочетание символа быка со значением Иерофанта наводит на весьма глубокие размышления. Телец обычно ассоциируется с голосом земных благ и сильной материалистической привязанностью к ним. Отсюда и тонкое умозаключение: усматриваем ли мы Слово Божие в вызывающей роскоши церковных украшений и многословных проповедей, то есть в традиции, предназначенной для доверчивых простаков, или же для общения с нашей сокровенной духовностью мы с помощью интуиции углубляемся в тайники души, в которых обретаем Бога?
Слово «иерофант» означает «верховный жрец»; он символизирует духовный авторитет религиозную мысль. Его власть символизируется папской тиарой и скипетром в руке. Три яруса короны, равно как и три перекладины скипетра, венчает четвертый, несколько меньший по величине символ. Все вместе они символизируют четыре мира, или уровня творения, власть над которыми он обрел в облике Императора.
Эта карта имеет число V (5), число перемен. В ней наше внимание переключается с присущего императору рассудочного мышления и мира внешнего на внутренний мир духовности.
Богородичные символы - лилии и розы - украшают стихари коленопреклоненных послушников.
Иерофант представляет учителя или же того, кто выступает в роли Папы, гуру, священника, проповедника или раввина. Это еще и тот наш внутренний духовный учитель, которого мы порой воспринимаем как наставника. С этим добрым советчиком мы контактируем с помощью интуитивных подсознательных качеств Верховной Жрицы.
Символизм:
Каббалистический атрибут Иерофанта - еврейская буква Вау, соотносимая с зодиакальным знаком Тельца. Вот как Уэйт представляет нам этот тайный символ:
Четыре формы еврейской буквы Вау, которая управляет этим символом, размещены в этом рисунке так, чтобы представить Аркан V как букву Вау и, следовательно, как зодиакальный знак Тельца:
Древняя петроглифическая форма буквы Вау напоминает английскую букву Y. Эту фигуру мы видим на стихарях двух священнослужителей, изображенных на переднем плане картины, и в белом омофоре Иерофанта.
Буква Вау имеет три транслитерации в английской системе Золотой Зари. Три эти буквы - U, V и W - суть разные формы Вау, включенные в уэйтовское изображение для Аркана V: U можно заметить на двух капителях колонн, расположенных по бокам от Иерофанта; V изображена в виде римской цифры V над головой Иерофанта; W увенчивает крону Иерофанта. Эта буква расположена непосредственно под римской цифрой V.
Впрочем, если включение четырех вариантов написания Вау можноо ясно различить, то вот вторая серьезная подсказка в этом Аркане, выполненная в стилизованной форме зодиакального знака Тельца, распознается не так легко.
Эта подсказка «встроена» в сводчатый верх спинки трона. Иероглифы Тельца вырезаны по обе стороны от Иерофанта на уровне его ушей. Они представлены в виде двух кругов с точками, расположенных на выступах свода трона. Под углом к каждому из этих кругов с точками прикреплен полумесяц, а комбинация лунного серпа с кругом - это графическое изображение Тельца.
Если говорить о цветовой символике, то красно-оранжевое облачение Иерофанта и такого же цвета ковер под его престолом являются атрибутом «Золотой Зари» для еврейской буквы Вау как символа Тельца. Планетарный управитель Тельца - Венера, символизируемая расшитыми цветами рясами помощников Иерофанта. В Тельце экзальтирует Луна, представленная синим подризником Иерофанта.
© Артур Эдвард Уэйт
Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.