Home Западная Магическая Традиция Астрология «Уильям Лилли и христианская астрология»
«Уильям Лилли и христианская астрология» PDF Печать
Западная Магическая Традиция - Астрология

 

Уильям Лилли и христианская астрология


Уильям Лилли - астрологУже с первых веков существования христианства теологи оценивали астрологию неоднозначно, и по вопросу о возможности совмещения занятий астрологией с христианской верой высказывались прямо противоположные мнения [1].


Возражения христиан против астрологии сводятся, в основном, к трем пунктам. Они отвергают астрологию, во-первых, как часть языческой религии, в которой светила отождествляются с божествами (а эти божества в глазах христиан - демоны); во-вторых, из-за неприятия фатализма и диктата Судьбы, поскольку с христианской точки зрения Бог выше всех звёзд, и это живой Бог, к которому можно обратиться с молитвой, Он слышит слова молитвы и исполняет их; в-третьих, из-за тесного контакта астрологии с магией, - попыток обращения к силам мира невидимого (которые христиане отождествляют с бесовскими силами), чтобы избежать последствий неблагоприятных предсказаний. К этому добавляется неприятие общей духовной установки человека, обращающегося к гадателям, чтобы облегчить свою жизнь всё равно каким способом; христианское же сознание принимает всё, что должно случиться, как ниспосланное от Бога, поскольку верует, что Бог благ. Поэтому при таком понимании астрологии для неё в жизни христианина просто не остается места, независимо от того, может она реально предсказывать события или нет [2].


С точки зрения представителей противоположной концепции, верующий христианин вполне может сознательно принять принципы астрологии, но с учётом того, что представляют для человека эти общие понятия - христианство и астрология. Лоуренс Кэссиди (католический священник, занимающийся астрологией) пишет: «Любой человек сам для себя должен понять их различия и через них - единую истину, содержащуюся и в христианстве, и в астрологии... Существуют различия в понимании христианства, и некоторые из них несовместимы с определенным пониманием астрологии. Я считаю, что эта несовместимость связана только с неправильной интерпретацией как христианства, так и астрологии, поскольку в них обоих - истина, а истина не может противоречить самой себе...». Три указанных выше возражения против астрологии её приверженцы разрешают следующим образом [3].


Во-первых, если мы не воспринимаем планеты как объекты культа и сознаем, что «звёзды, чем бы они ни были, не могут заменить трансцендентального Отца, создавшего их и всё остальное существующее в мире", и что "они - сами создания Божьи», то занятия астрологией не являются разновидностью языческой религии. Во-вторых, если мы различаем тело и дух (душу), то мы можем признать, что «человеческое тело - часть материальной природы и как таковое подвержено воздействию того же круга причинных сил, включая звёздные, что и другие тела на нашей Земле», и это не вступает в противоречие с постулатом об абсолютной свободе человеческого духа в выборе самостоятельного пути. Поэтому если человек находится на достаточно высоком уровне духовного развития, то влияние светил не является для него жестко детерминированным («мудрый сам правит своими звёздами»). В-третьих, возможность конструктивного использования неблагоприятных констелляций (по принципу «кто предупрежден, тот вооружен») защитники астрологии интерпретируют не как стремление избежать ниспосланное от Бога, а наоборот, как способ определения истинной «воли Божьей» [5].


Кроме того, современные сторонники астрологии считают, что ни в Священном Писании, ни в христианской традиции нет никаких препятствий к тому, чтобы спокойно воспринять и христианство, и астрологию одновременно: ведь такие авторитеты средневековья, как Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот и др. были очень хорошо знакомы с Библией и не видели трудностей в примирении её положений с верой в астрологию [5].


Астрологическая традиция формировалась в течение тысячелетий не как отвлеченная лабораторная дисциплина, но как практическое искусство, неразрывно связанное с реальной жизнью, и постигать которое лучше всего на примере великих его представителей. Уильям Лилли – возможно, последний великий представитель легендарной астрологии древности. Ему выпало жить в эпоху грандиозных перемен и потрясений, которая, конечно, больше похожа на наше время, чем времена Бонатти или Валенса. К тому же Лилли играл заметную роль в общественной жизни своего времени, а кроме того, этот период, по сравнению с другими, очень хорошо документирован, в том числе и в том, что касается жизни астрологического сообщества тех лет. Вероятно поэтому для многих астрологов Лилли стал гораздо большим, нежели просто автором хорошего астрологического учебника.


«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» - откровение Иоанна Богослова. 1666 год называли «Годом Зверя» [8].


Имя астролога Уильяма Лилли было особенно популярно в связи с предсказаниями событий для Британии вокруг мистической даты 1666 года. Массовый интерес к библейским пророчествам и астрологическим прогнозам захлестнул европейскую жизнь XVI-XVII веков, ибо согласно календарю приближался год, нумерологически связанным с библейским числом «Зверя».

 

Гороскоп Уильяма Лилли

 


В 1644 году Лилли приступил к изданию серии сочинений, посвященных библейским пророчествам. Он предсказывал «великое изменение или переселение королевств, королей, монархий и республик», кос должно было завершиться примерно к 1666 году. Главным источником его вдохновения стало «пророчество, обнаруженное на стене картузианского [картузианцы - монахи католического ордена] дома в графстве Соммерсет».


Эта надпись-головоломка, неоднократно воспроизводившаяся в литературе начала XVII века, гласила:


From Caesar did the Tell begin,
Six hundred year ere Will did win;
Sixty six hoyst Normans Sail,
Six Hundred more makes up the Tale:
Remember M.D.C.L.X.
V. and I. then neere a Rex.
Mark the holy written Beast,
Six hundred sixty six it heast.
Daniels, John and Maidens Sonne,
Vast it was, and vast is done.
Accurst in E. Normans Heire,
Englands Crowne shall never weare...
More I ken, but quake to tell,
1 ken to much in kenning Hell.
From sixty till the Beast be dead,
The Heavens marine with fiery red.


Наибольшие трудности Лилли испытал при истолковании первых двух строк. В итоге он остановился на том, что речь в них, по-видимому, идет о промежутке времени между появлением в Британии легионов Юлия Цезаря (Caesar, 55г.-54г. до н.э.) и высадкой на остров войск Вильгельма Завоевателя (Will, 1066). Правда, эти события разделяют не 600 лет (six hundred year), а примерно 1120 лет. Лилли допускал и иную трактовку: если от 1066 года отнять 600 лет, то получится 466 год - эта дата оказывается почти в середине временного интервала (+ 20 лет), на который пришлись важные для Англии исторические события, в частности, завоевание Британии саксами [11].


Натальная карта Уильяма ЛиллиЧто касается 1666 года (по римской нумерологии - MDCLXVI, по тексту - remember M.D. C.L.X. V. and L), то, как считал Лилли, в политическом плане это будет год окончания норманского господства в Англии (политический миф о порманском иге был широко распространен в пуританских кругах), а слова «Accurst in E. Normans Heire...» означали, что после Эдуарда VI и Елизаветы I британскую корону носили монархи, в жилах которых уже практически не было норманской крови.


Фрагмент «Daniels,John and Maidens Sonne, vast it was, and vast is done» Лилли расшифровал как указание на то, что к 1666 году будет, наконец, понят смысл пророчеств и Даниила и Иоанна Богослова.


Кроме того, Лилли полагал, что после 1666 года «королевства Европы (и особенно мы в Англии), будем целиком поглотаны жаркими спорами относительно Антихриста и произведенных им разрушений», а также говорил об «огорченном и расколовшемся дворе, бедствующем королевстве, городах, охваченных чумой и волнениях в Ирландии». К этим предсказаниям многие отнеслись весьма критически, ибо считали, что поскольку они сделаны в самый разгар религиозных распрей и гражданской войны, то их можно было «предвидеть» как без астрологии, так и без анализа библейских текстов [6].


Пророческие страсти вблизи «рокового» 1666 года усугублялись еще и тем, что в 1664-1665 года вся Англия видела на небе в разное время три кометы, что считалось страшным, зловещим знаком: «Ничто не может сравниться с силой того гнетущего впечатления, которое произвели они [кометы] на население, уже предчувствовавшее грядущие беды». Представляет интерес само описание этих комет, запечатленное Даниэлем Дефо: «Пылающая звезда или комета появилась за несколько месяцев до чумы, как появилась через два года другая - незадолго до пожара... Комета, предшествовавшая чуме, была бледновато-розового цвета, еле горящая, движение ее неторопливое, торжественное и замедленное, в то время как комета, предвещавшая пожар, была яркой, искристой или, как некоторые говорили, пылающей; движение ее - быстрое и вихревое; и что соответственно, одна предвещала тяжелое испытание, неспешное, но суровое, ужасное, пугающее, каким и оказалась чума; другая же предрекала удар внезапный, быстрый и яростный, как пожар». Воображение людей было до предела напряжено и одержимо навязчивыми идеями. Первым  в печати появилось много всякого рода астрологических прогнозов как предупреждающего, так и пугающего характера. В преддверие грядущих событий вышел в свет и новый «Альманах Лилли» с предсказаниями о наступлении тяжкого времени, а вообще Лилли выпускал свой астрологический альманах ежегодно с 1644 года и до конца жизни. Он был также автором всякого рода брошюр с пророчествами и подробного описания «Правдивой истории королей Якова I и Карла I», вышедшей в 1651 году [6].


Говоря о 1664 годе, астрологи утверждали, что «расположение планет неблагоприятно и предвещает несчастье», основывая свои прогнозы на соединении Марса и Сатурна [20.11.1664, Марс в соединении с Сатурном, 27° Стрельца], которые известны как планеты «большого несчастья». И действительно, в одну из зимних ночей 1664 года колокола всех лондонских звонниц возвестили о пришедшей беде: на одном из домов появился красный крест - знак чумы. Согласно официальным сводкам, во время эпидемии погибло свыше 68 тысяч человек (при общем населении Лондона в то время 460 тысяч), по другим данным чума унесла 100 тысяч жизней. Следующим бедствием для Британии в этот период была англо-голландская война (1665-1667).


Самым же страшным событием 1666 года [кстати, года точного соединения Белой и Черной Лун в огненном знаке Овна, противостоящего «английским» Весам] стал «Большой пожар в Лондоне, начавшийся 2 сентября в хлебопекарне на Паддинг Лейн, и за пять дней истребивший три пятых города: сгорели 89 церквей, около 13 тысяч домов, без крова остались 200 тысяч жителей. В Англии была даже выпущена медаль с изображением кометы 1665 года и «Большого пожара» в 1666 году. Во время процесса над «заговорщиками», якобы устроившими «Большой пожар», один из обвиняемых утверждал, будто день для совершения такого преступления был выбран на основе опубликованных предсказаний Лилли.


Расследуя причины пожара, британское правительство вспомнило о предсказаниях Лилли, который в одном из своих сочинений 1651 года утверждал, что «Англии не суждено более быть под властью короля», а также поместил 16 рисунков, на одном из которых действительно был изображен Лондон в огне. Лилли был взят под стражу и посажен в тюрьму. На допросе он в весьма обтекаемых и нарочито неясных выражениях разъяснил смысл этой гравюры, сославшись на то, что на ней с помощью таинственных знаков представлено будущее английской нации и республики  через много сотен лет. Лилли был отпущен и более к суду не привлекался [8].


О самом Уильяме Лилли как о человеке известно немного, поэтому сравнить его астропсихологический портрет с реальным не представляется возможным. Согласно опубликованным данным, одни считали его астрологом-любителем, другие - мошенником-профессионалом, а некто из современников Лилли назвал его просто веселым и везучим проходимцем, который «всегда идет в ногу со временем по пути к бесчестью». Исследуя гороскоп Лилли, попробуем проверить эти факты [9].


В гороскопе Лилли в самом «астрологическом» знаке - Водолее - находится Белая Луна, что уже не только объясняет его интерес к астрологии, но и указывает на включение в связи с этим светлой программы в жизни. Согласно зороастрийскому календарю, Лилли родился в Год Ежа, который тоже связан именно со знаком Водолея, Ураном и его высшим проявлением - Хварной, а также с пророками и пророчествами. Что же касается высказываемых им нелицеприятных астрологических предсказаний, то здесь следует обратить внимание на тригон от Урана (планеты астрологов) к Луне (планете интуиции), находящейся в месте своего изгнания, Козероге, и стоящей в соединении с Черной Луной, что уже является указателем на пессимистический внутренний настрой, давая тем самым «астрологическое предчувствие» именно на «дурные» события. К тому же и от диспозитора Луны - Сатурна в Скорпионе, стоящего в разрушительном градусе - тоже немного радости. Кстати, 1666 год, также как и год рождения Лилли, был Годом Ежа, т.е. годом проявления его хварны: на него действительно обратили «особое» внимание. Что же касается отрицательных высказываний о самом Лилли со стороны его современников, то, скорее всего это было вызвано его «уранической» оригинальностью и непредсказуемостью. Таким образом, есть все основания полагать, что этот человек все-таки имел астрологические дарования и вполне мог быть настоящим служителем царицы Неба - богини Урании.


Уильям Лилли - биографияНаибольшего успеха Лилли добился в хорарной астрологии. Им был разработан и написан целый трактат по хорарной астрологии. Одним из самых известных является его предсказание о падении короля Карла I и то, что это событие произойдет через три года. Лилли никогда не считал астрологию догмой, а гороскопы - абсолютным предопределением и неизбежным роком. На построенных им гороскопах, а также на обложке его книги, присутствует известное латинское выражение «Non Cogunt», что означает «Не обязывает». По мнению астрологов того времени, Лилли сделал астрологию простой, эффективной и применимой в повседневной жизни. Он строил гороскоп на задаваемый вопрос и давал ответ. Отмечено также, что когда вопрос имел нравственный аспект, Лилли не только предсказывал, но и склонял человека задуматься над мотивами своих поступков.


Известно также, что Уильям Лилли был не только астрологом, но и занимался алхимией. На этот счет его гороскоп просто изобилует «алхимическими» соединениями планет, вступающих к тому же между собой в дополнительные «реакции», например, точное соединение Меркурия и Прозерпины в знаке Тельца в тригоне к Марсу в Деве, точное соединение Нептуна с Хироном в тригоне к Меркурию, аспектированная от Нептуна Луна. Иньская космограмма, выраженная в основном знаками «земли», и особенно знаком Тельца, указывает при этом на алхимика-практика, которому хотелось реально экспериментировать, проникая в самую суть вещей и элементов [7]. Белая Луна в Водолее, стоящая в квадратуре со своим диспозитором - Ураном в Тельце, дает все основания предполагать о периодических вспышках озарения, что для любого ученого тоже немаловажно. При этом Марс в Деве и Сатурн в Скорпионе, соединенные между собой творческим аспектом (квинтилем), показывают  на  именно ученого-изобретателя, смелого в своих экспериментах.


В октябре 1633 года умерла первая жена, оставив Лилли наследство в размере около 1000 фунтов, которые Лилли тут же пускает в дело. Благодаря прочности своего финансового положения и занятиям оккультными науками, он начинает общаться с лицами, приближенными ко двору и играющими заметную роль в общественной жизни Англии тех лет. К нему начинают обращаться джентльмены, интересующиеся астрологией за наставлениями и сонетами [10].


Весной 1634 года Лилли покупает тринадцать домов на Стренде и поселяется в угловом доме, который позже станет его легендарной резиденцией. Сама покупка примечательна, как один из примеров использования Лилли астрологии в своих деловых предприятиях. Сам Лилли так рассказал об этом в «Христианской Астрологии»:


«Имущество, которое я могу передать по наследству, в виде дома, в котором в настоящем 1647 году я проживаю, и еще нескольких других домов было мне предложено купить в 1634. Я пожелал узнать, заключу ли я сделку с продавцом и достану ли деньги  в подходящее время, чтобы заплатить за покупку (мои собственные деньги были в таких руках, что я не мог их истребовать без предуведомления за шесть месяцев). Желая, как я сказал, купить названные дома и, полностью решившись на это, я принял свой вопрос самому себе в тот момент, когда я нашел свой ум наиболее озадаченным и обеспокоенным этим. Момент моего вопроса самому себе выпал согласно вышеназванному расположению небес [11].


Знаком восходящим являются Весы, градус знака тот же самый, в котором Юпитер был в моем радиксе. Я сразу посмотрел на это, как на хорошее предзнаменование.


Венера – для меня, Солнце, расположенное в седьмом, – для продавца. Солнце воспринимает Венеру в своей экзальтации; кроме того, Венера расположена рядом с куспидом седьмого, и нет другой планеты в седьмом, кроме Солнца, это означало, что на тот момент не было другого покупателя на это, кроме меня. Солнце в экзальтации и угловое отмечало высокие запросы продавца [и они были таковыми], и не было ему нужды отходить от них. Нахождение, как я говорю, моего сигнификатора воспринятым Солнцем и столь близко расположенным к куспиду западного угла было доказательством того, что мне следует продвигаться далее в этом деле, несмотря на Венеру, на ее многие слабости [11].


Поскольку я обнаружил, что Солнце, господин седьмого, также было и господином одиннадцатого, означая, что моим надеждам не должно быть разрушенными. Кроме того, Венера апплицировала к тригону с Сатурном, господином четвертого  домов, о которых спрашивалось, и не было прерывания или фрустрации прежде точного аспекта – главное сильное доказательство того, что я куплю эти дома. И действительно, оба сигнификатора уверенно апплицировали к аспекту тригона. Сатурн и Венера, поскольку Сатурн ретроградный. Я еще рассудил, что Солнце было в точном тригоне с Сатурном; Солнце, как я сказал, является господином моего одиннадцатого, а он – четвертого; Сатурн также обозначает меня, как кверента, поскольку он созерцает асцендент и у него там экзальтация. Теперь, рассмотришь ли ты его, как имеющего достоинства в асценденте или как господина четвертого, господин одиннадцатого и он апплицируют друг к другу тригоном, доказывая, что мне, несомненно, следует продвигаться далее в этом деле, а в конце выполнить его.


На следующем месте Луна, передающая влияние Марса, у которого есть достоинства в седьмом, Сатурну, имеющему силу в асценденте, хотя и аспектом квадратуры (однако из знаков долгого восхождения), изрядно способствовала делу и подтверждала мое продвижение и возможность заключения сделки, но с некоторым ожиданием и медленностью по причине аспекта квадратуры [11]. Ибо раз Луна поражена, а Венера несчастлива, мне нужно было много сделать и  провести много встреч по поводу этого; продавец не сбавлял ни пенни с пятисот тридцати фунтов, что были первоначальной ценой, которую он потребовал.


Поскольку Солнце близко к аспекту секстиля с Юпитером, то юпитерианский мужчина попытался обеспечить эту покупку себе [это было после того, как я начал, и перед тем, как я закончил]. Но Юпитер падающий и в изгнании, показывающий, что ему не должно одержать верх, Венера угловая и в аспекте с Сатурном, господином искомой вещи. А поскольку Солнце является господином одиннадцатого, который есть пятый от седьмого, то дочь продавца была моим очень хорошим другом в этом деле, и не позволила никому вмешаться, хотя некоторые предлагали девушке деньги [чтобы помешать мне].


Марс, господин моего второго, ретроградный и доказывает, что мне не следует брать свои деньги для этого дела, я и не взял. Юпитер, господин Жребия Фортуны, в секстиле с Солнцем, никак не воспрепятствованный, кроме пребывания в изгнании, в платик секстиле с Венерой, госпожой моего асцендента, вскоре вступающий в свою экзальтацию, дал мне такие надежды, что я не сомневался в получении денег, когда он войдет в Рак, и Марс станет директным, что он и сделал через двенадцать дней: в это время друг ссудил мне 500 фунтов. Качество тех домов показано Козерогом, знаком четвертого, и Сатурном, господином его, у которого нет существенных слабостей, кроме ретроградности и нахождения в падающем доме, будучи также в тригоне с Солнцем – дома действительно были старыми, но крепкими и способными простоять много лет. Когда Венера и Солнце пришли к соединению в Тельце, в тот день я договорился,  в день Венеры 25 апреля; семнадцатого мая Венера и Луна в соединении – я заплатил 530 фунтов и передача прав была зарегистрирована. Так что как Венере не хватало шести градусов до тела Солнца, так прошло шесть недель и несколько дней с момента вопроса до того, пока я не осуществил то, что обещала фигура [11].


Могила Уильяма ЛиллиЧто до родинок и шрамов моего тела, то они совершенно соответствуют: ибо раз Венера в Овне, что представляет лицо, то у меня родинка на щеке около ее середины; и раз Весы восходят, у меня одна сзади на пояснице; Луна в Деве пораженная Марсом, у меня красная родинка пониже пупка; Юпитер, господин шестого, в Близнецах, мужском знаке, у меня родинка рядом с правой кистью руки, видимая снаружи; также у меня одна на левой стопе, как представляют Рыбы, знак шестого. Многие вещи могут быть рассмотрены здесь помимо того, что написано, но я боюсь, что эта книга разрастется сверх моего первоначального замысла. Истина об этом деле такова: у меня была трудная сделка, как показывает рассмотренная фигура, и не буду никогда платить много за проживание, что было – прошло. И раз Венера находится в Овне, так причинил я себе ущерб этой сделкой, я имею в виду вопрос денег. Но я перенес в этот дом, в котором я сейчас живу, любовь оттуда, где я жил счастливо с хорошим господином полные семь лет, и где обрел я свою первую жену, и был щедро благословлен Богом вещами мира сего, это заставило меня пренебречь малым неудобством, и теперь, слава Богу, я в этом не раскаиваюсь, найдя Божье благословение в изобилии на трудах своих. Однако не был я портным или писцом, как утверждает Вартон, или вообще какой-либо профессии, и не был мой господин портным или моя жена вдовой писца».


В астрологии фактически он был талантливым самоучкой, что вызывало нарекания у его менее успешных коллег. Наибольшее впечатление в ранний период на него произвели работы Алькабитуса, хотя он стремился изучать все, что было ему доступно. Лилли специализировался на хорарной практике. Самая всеобъемлющая его книга называется «Христианская астрология». Этот популярный в наше время труд – один из лучших  учебников по хорарной астрологии.


Это классика астрологии. Книга является уникальным учебником и незаменимым справочником по различным разделам астрологии: натальной, хорарной, декумбитурам. Эта книга вобрала в себя мудрость и знания практически всех великих астрологов прошлого - от Птолемея и арабов до астрологов эпохи Возрождения и 17-го столетия. Лилли изучил тысячи хорарных карт, большую часть времени успешно давай верные ответов по очень широкому кругу вопросов. Исключительно детально проработан у него вопрос о поиске потерянных и украденных вещей. В «Хорарной астрологии» Уильям Лили излагает правила суждения «для разрешения вопросов любого рода». Книга вышла в свет в 1647 году и в 1852 году была впервые переиздана английским астрологом Задкиэлем, который перевел ее со староанглийского языка и снабдил своими комментариями. С тех пор «Христианская астрология» Лилли, стала настольной книгой любого хорарного практика.


Издавший немало книг и альманахов с астрологическими предсказаниями, Уильям Лилли консультировал Карла I (не внявшего его советам) и в 1651 году предсказал большой Лондонский пожар 1666 года. Он долгое время издавал астрологический альманах, пользовавшийся большой популярностью. После реставрации монархии он замкнулся и в конце жизни имел более дело с медицинской стороной. Уильям Лилли умер 9 июня 1681.


Список литературы


1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.
3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.
4. Кассиди Л. Верующий христианин, посвятивший себя астрологии.// Дайджест астрологии, зима 1992.
5. Радьяр Д. Астрология личности: представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии.
6. Радьяр Д. Личностно-ориентированная астрология.
7. Фламарион К. История неба.
8. Астрологический толковый словарь.
9. Христианство. Энциклопедический словарь.
10. Ковалевский К. Школа астрологии. 5-й урок.// Наука и религия, 1992, NN 8-9.
11. Уильям Лили. Христианская астрология.


 

 

Back